Часы Tank от Картье: столетняя история

Следите за нами в
Дата публикации: 01.05.2018

Возможно, эти часы и не были самыми первыми, но это именно то, что пронесло сквозь века стиль и элегантность, которые и делают эти часы поистине исключительными – это отражение эпохи и самой компании, которая воплотила ее в жизнь. Часам Tank от Картье исполняется 100 лет!

 

В часовой индустрии время является поводом дл гордости. Если, компания представляет всемирно известный бренд часов, то юбилей празднуется с длинным списком критериев. Если учитывать тот факт, что мы сопоставляем морщины вокруг глаз с «временным воздействием», то возраст для часов это повод для праздника, поскольку время добавляет лоска бренду, который преуспел в своей сфере и остался непоколебимым. Тот факт, что ностальгическая нотка касается часов, которые в последний раз видели свет в 1950-х годах, никоим образом не влияет на то, что часы считаются «старыми». Речь идет о Луи Картье, создателе часов Tank, которые поступили в продажу в 1919 году, и чей столетний юбилей напомнит осенью о своей удивительной истории. Часы были собраны в Париже, Нью-Йорке и Лондоне, они сделаны из самых лучших материалов того времени, и их носили многие известные люди. Часы Tank являются воплощением долголетия, а также олицетворением безупречного дизайна и механизма. В них заключена столетняя история часовой индустрии; столетняя история бренда Картье.

 

Часы Tank не были первым творением Луи Картье. Совсем нет. Возглавляя компанию, которую основал в 1847 году его дед, и которая уже славилась своими ювелирными изделиями, Луи принял решение развивать бизнес и открыть новое направление со своим собственным стилем в часовом производстве. Не то, чтобы он хотел полностью отказаться от создания простых часов, которые носили на цепочке в кармане жилета. Такие карманные часы были частью каталога компании, но, как человек с большей заинтересованностью в современной науке и технике, Луи был готов к новым открытиям, он ощущал творческий потенциал, а его задумка была – создание часов, которые можно носить на запястье. В то время прогресс шагнул далеко вперед, было создано много разных механизмов, а единственным препятствием для Луи было влияние традиций и устоев общества. В этом плане, решающим фактором стало сотрудничество Луи Картье с Эдмоном Жежером. Он родился в Эльзасе, но основал свое дело в Париже в 1880 году, а его репутация обошла полмира. Эдмон был мастером по ультратонким механизмам и морским хронометрам, он сотрудничал со швейцарским брендом по производству часов Maison LeCoultre и возглавлял его в 1906 году. Для совместной работы был подписан контракт на 30 лет.

 

 

 

 

Tank и его собратья

 

Впервые Луи Картье представил свое нетрадиционное видение часового дела в 1904 году, это были часы Сантос, которые в ретроспективе можно было считать первыми «современными» часами. Они были созданы для друга Луи – авиационного деятеля Альберто Сантос-Дюмона. Основным требованием было удобство использования во время полета, поэтому Луи создал модель, которую можно носить на запястье. По этой причине Сантос – это первые наручные часы, которые были выставлены на публику. Их запустили в продажу в 1911 году, а часы Tonneau – в 1906 году, примерно в тоже время, что и Tortue – эти модели наручных часов пользовались огромным спросом, как более удобные и функциональные. Но, самый пик пришелся на 1919 год, когда появились часы Tank. Именно в это время открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования – Staatliches Bauhaus в Веймаре.

 

 

Луи уже давно разрабатывал идею для создания часов Tank; на это ушло три года. После битвы при Сомме, одной из самых кровопролитных битв в Первой мировой войне, его внимание привлекли иллюстрации британских танков, сверхсекретного оружия, которое впервые было применено в Сомме. Он создал два варианта набросков, опираясь на форму этих бронированных машин, состоящих из двух гигантских гусениц по бокам и огромного центрального корпуса. Таким образом, у Луи получился шаблон для часов: удлиненные боковые стороны-ремешки («бранкарды») и основная часть с точной геометрической формой, которая была бы не только стильной, но и функциональной.

 

Таким образом, на свет появились часы Tank от Картье: римские цифры, стальные стрелки, каноническая минутная разметка, и, ювелирная нотка – драгоценный камень, вырезанный по технике кабошон, на заводной головке. Точный механизм работы часов был выполнен Жежером. Он же и создавал застежку, которая стала еще одной отличительной особенностью этих инновационных часов. По показателям продаж бренда Картье, общественность не пришлось тогда убеждать в приходе новой эры.

 

Фактически, успех компании был настолько велик, что вскоре появились новые интерпретации: сначала Tank Cintrée (1921), чей ремешок регулировался по форме запястья, затем Tank LC с более мягким округлым корпусом и Tank Allongée (1922). В этом же году были запущены в продажу часы Tank Chinoise. Они вернулись в первоначальную квадратную форму корпуса с небольшим добавлением «выступающих» боковых элементов. Эти вариации часов Tank были не единственными, к ним позже присоединились и другие модели, такие как водостойкие часы Tank Etanche (1931), Tank à Guichet (1928) и Tank Réversible (1932) – теперь в актуальности этих часов, которые покорили весь мир, не было никаких сомнений.

 

                Краткая история функции «флайбэк»

 

С того момента как в начале 20-го века первый самолет поднялся в воздух, часы стали надежным помощником пилотов, а часовые мастера придумывали различные функции, чтобы помочь в их миссиях. Самой полезной функцией, без сомнения, являлась функция «флайбэк».

 

Изобретение Брайтлинга в 1932 году сделало работу пилотов проще и удобнее, поскольку теперь они могли останавливать время и запускать его, при необходимости, с нуля. Хоть это и не является дополнительной функцией, но инновация Брайлинга значительно помогла с точки зрения удобства использования. На самом деле важен тут тот факт, что многие компании на следующий год также выпустили свои версии хронографа. Авиационные часы пополнялись новыми моделями, компания Longines заметила множество преимуществ, которые можно извлечь из этих изобретений, и соответствующим образом, адаптировала направление своей компании. Авиационное предприятие SPAD работало со своим калибром 13.33Z, а в 1936 году оно выпустило потрясающий механический калибр хронографа ручной работы 13 ZN – это первая модель, оснащенная знаменитой функцией «флайбэк».

 

 

Битва в воздухе

 

Милитаризация в Европе и, в частности, нацисткой Германии в 1936 году побудила немецкого производителя Hanhart  создать первые хронографы с 1938 года, а затем спустя год появились новые версии, они были в равной степени надежны и эффективны, а теперь в них появилась функции «флайбэк». Необычно было то, что маятники располагались ассиметрично по отношению к коронке – ассиметрия подчеркивалась еще тем, что один из них был красный. Другой немецкий бренд Tutima тоже выпустил ретроспективные хронографы, сделанные на основе калибра Hanhart . После окончания Второй мировой войны, продукция Ханхарт была конфискована как часть военных репараций и предложена французскому бренду Vixa, который перешел на изготовление немецких механизмов, но калибры оставил свои из ранних 1950-х годов. Но хронографы Hanhart и Tutima так и оставались легко узнаваемыми – их маятники были ассиметричными.

 

Vixa был одним из брендов, которые конкурировали в поставках наручных хронографов для Франции. Auricoste, Breguet и Dodane с дочерними компаниями Chronofixe и Airain тоже были в деле. Продукция этих компаний должна была соответствовать сертификации Министерства национальной обороны и вооруженных сил. Хронограф должен был быть надежным и прочным, помимо диаметра корпуса в 38 мм и толщиной в 14 мм он должен иметь вращающийся механизм и функцию «флайбэк». Это означало, что есть калибр, который можно сбросить до нуля одним нажатием, а не останавливать механизм, сбрасывать его полностью как раньше.

 

 

Функции для военных людей

 

Такие функции предлагались пилотам самолетов-истребителей и дозору – все, что нужно от Fouga Magister, a Mirage, a Breguet Atlantique или a Breguet Deux-Ponts к a Super Etendard или a Noratlas – они должны были пройти кучу тестов, прежде чем им разрешали подойти к оборудованию. Любой коллекционер будет счастлив иметь хоть одни из этих редких вещей, хотя название Breguet имеет особую ценность. Такие хронографы имели калибр Valjoux 22 внутри стального корпуса, и были известны тем, что там располагалась дугообразная деталь, которая страховала работу механизма, если основная коронка ломалась. Чуть позже эту деталь уже заменяли на другую от других механизмов.

 

Компания Dodane была самой успешной в этом производстве. Она выпустила две партии по 2000 единиц своих прочных и эффективных хронографов и около тысячи с калибром 21. К концу 1950-х годов бренд был на пике успеха, а его производство отвечало за обслуживание всех французских авиационных часов. Собственные хронографы компании были оснащены калибрами 22, а позже, после выпуска хронографов 21, появились Valjoux 72C. Таких было выпущено две тысячи, большинство имело хромированный/никелированный латунный корпус со стальной защелкой (без болтов), а 200 моделей было сделано со стальным корпусом. Были также хронографы с калибром Lémania 15TL (Auricoste 2040). Этот великолепный и надежный механизм имеет амортизатор Incabloc и балансировочную пружину Breguet с превосходной точностью. Его простая, но очень эффективная функция «флайбэк» прошла множество тестов, в том числе 300 последовательных запусков и остановок.

 

Вкратце о функции «флайбэк»

 

Функция «флайбэк» - это дополнительная функция хронографа, благодаря которой стрелку можно сбрасывать до нуля, нажимая на кнопку в положении «на 4 часа», без необходимости сначала останавливать стрелку, используя кнопку в положении «на 2 часа». В те дни, когда пилоты носили толстые перчатки из овечьей шерсти для защиты и тепла в неотапливаемых кабинах, этот принцип работы хронографа был удобнее, так как не нужно было делать больше движений. Этот простой механизм сбрасывает хронограф одним нажатием, и стрелка снова оказывается на нуле, как только убрать палец с кнопки, стрелка начинает отсчет с нулевой позиции. Это означало, что пилоты могли синхронизировать данные, чтобы совпадать с показателями, полученными от радиосигналов, для расчета направления  с наименьшим возможным отклонением от основного маршрута… это наибольшее преимущество, особенно в полетах возле вражеских самолетов. При плохой видимости пилоты также могли использовать функцию «флайбэк», чтобы лететь по приборам, следуя указаниям курса с точностью до секунды.