Морской хронометр, изобретение и соперничество

Самые могущественные нации в 18 столетии стремились контролировать морские воды, при этом им не хватало одного важного инструмента для измерения долготы: точного морского хронометра.

Нужно было решить важную проблему: как измерить долготу во время навигации в открытом море. По расположению солнца и звезд моряки могли определить, где находится корабль, однако без надежных часов, которые бы измерили время перемещения между двумя точками, корабль находился в постоянной опасности сбиться с курса и попасть на скалы. Капитаны использовали  солнечный циферблат, вмонтированный в корпус, однако результаты были приблизительными. Когда в 1707 году Sir Cloudesley Shovell потерпел крушение четырех кораблей, которые попали на скалы у островов Scilly Isles, потеряв две тысячи моряков, это стало последней каплей. В 1714 году британский парламент предложил колоссальную сумму в 20 000 фунтов тому или тем, кто откроет долготу в море. Главным условием была точность измерений до половины градуса после 40 дней в море. Академия Парижа предложила такой же приз через четыре года.

Джон Харрисон, плотник по профессии, первым решил проблему долготы.

Величайшие умы часового искусства взялись за это задание на основе столетней конкуренции между британцами и французами. История повествует о том, что идея пришла не часовщику, а плотнику Джону Харрисону. После 20 лет и нескольких часов, каждый из которых был точнее чем предыдущий, в 1759 году Харрисон представил новые знаменитые часы H4, необычный морской хронометр, напоминающий более большие карманные часы 13 сантиметров в диаметре и весом 1,5 кг. Во время круиза в Джамайку в 1760 году, хронометр Харрисона выполнил все условия, но отставал всего на 5 секунд. Парламент не наградил Харрисона денежным призом. Понадобилось еще 20 лет на разработку нового хронометра H5, после чего создатель получил призвание. Однако он получил только половину обещанного в 1773 году, когда ему было 80 лет. Три месяца спустя он умер.

Король Люис XV Франции отправил Фердинанда Бертуда на встречу к Джону Харрисону, чтобы он выведал секреты модели H4. Несмотря на отказ парламента признать H4 и ее роль в измерении долготы в море, новости про хронометр Харрисона очень быстро разошлись. И так как приза не отдали, соревнование продолжилось. Наступил мир между Францией и Британией, а также их научными обществами. Делегация из часовщика Фердинанда Бертхуда, 36-летнего математика Чарльза Камуса и 31-летнего астронома Джерома Лаланде была отправлена в Лондон. Одна из ее задач была встретиться с Харрисоном и узнать секреты модели H4. Но Харрисон наотрез отказался от встречи с Бертхудом, и тем более не хотел разглашать секреты разработок. Однако Фердинанд Бертхуд продолжал свои исследования и создал модели Horloges de Marine No2 и No3. Следом за ними появились No6 и No8. Во время круиза в 1768 году модель No8 также была одобрена и точность составляла половину градуса. Это принесло признание Фердинанду Бертхуду.