Приключения с авантюрином: тайное происхождение искрящегося циферблата

Следите за нами в
Дата публикации: 28.04.2018

Обычно очень редкие, циферблаты из авантюрина – искрящегося синего минерала с золотыми мерцающими вкраплениями, стали вездесущими, как турбийоны, на выставке в Международном салоне высокого часового искусства 2018. Это превосходная возможность узнать подробнее о происхождении драгоценного материала: природное или синтетическое?

Подобно турбийонам, авантюриновые циферблаты приобрели широкое распространение в Международном салоне высокого часового искусства 2018. Также называемый золотым камнем, мерцающий синий минерал с золотыми вкраплениями полностью покрывает циферблаты часов Parmigiani Fleurier Kalparisma Nova Galaxy и A. Lange & Söhne Saxonia Thin. К тому же он использовался для оформления внешнего слоя циферблата в женских часах Lady Arpels Planetarium и Lady Arpels Nuit Féérique, изготовленных компанией Van Cleef & Arpels, и служит в качестве фона для продолговатых бриллиантовых римских цифр в модели часов Rotonde de Cartier Mysterious Hours.

Вокруг авантюрина витает много распространённых мифов, один из которых постоянно появляется в средствах массовой информации. Поэтому очень интересно докопаться до сути. В многочисленных обзорах и печатных изданиях неоднократно утверждалось, что авантюрин впервые появился на стеклозаводе в Мурано, неподалёку от Венеции, в 13 или 18 веке (в зависимости от источника), когда стекольный мастер случайно (на французском “par aventure”) уронил большое количество медной стружки в ёмкость, заполненную расплавленным стеклом. Отсюда и произошло название – авантюрин. Однако существует настоящий минерал с таким названием, который по внешнему виду немного схож с материалом, полученным искусственным путём. Возникает вопрос: если история о случае на стекольном заводе правдива, каким образом настоящий минерал приобрёл такое же название? Неужели он не должен быть назван первым? В привычном мире драгоценных камней имена даются иначе. Вначале вы открываете камень: например, бриллиант. Затем пытаетесь создать нечто похожее и даёте название «искусственный бриллиант», или «синтетический». В этом случае всё произошло наоборот. Название настоящего камня произошло от искусственного материала.

Проверка правдивости точки зрения о происхождении дала несколько направлений, и в конце концов, привела к публикации Американского геммологического института – «Камни и геммология», изданную в 1949 году. Автор Роберт Вебстер начинает своё повествование: «Неверное понимание многих авторов по поводу способа формирования, так называемого, золотого камня или «авантюринового стекла» побудило создать эту статью».

Настоящий процесс в Мурано

Вебстер развенчивает миф об ошибке стекольного мастера, считая его весьма неправдоподобным. «Небылица создана с целью скрыть секрет истинного производства этого сияющего материала». Он говорит, что такого эффекта невозможно добиться при помощи обычных медных опилок. Процесс требует вдумчивого подхода. Мастерам приходится специально формировать треугольные или шестиугольные кристаллы меди, чтобы достигнуть желаемого отражения и игры света. К тому же, для получения лучшего эффекта, кристаллы должны равномерно располагаться в толще стекла. А для этого потребуется нечто большее, нежели обычное погружение массы стружки в расплавленное стекло. Единственная истина в этой истории – процесс действительно был создан в Мурано. Вебстер говорит, что этот секрет строго охранялся «и о нём знали лишь несколько семей из высшего общества, живущих в Венеции».

Что представляет собой настоящий камень? Минерал авантюрин – это вид кварца, который приобрёл мерцание вовсе не из-за меди, а благодаря мелким частичкам гематита или слюды. В определённое время – Вебстер в своей статье не указывает, когда именно – этот природный минерал получил имя благодаря сходству с авантюриновым стеклом, а характерное мерцание позаимствовало название «авантюресценция». Как он назывался до этого? В зависимости от разновидности, кварцит, солнечный камень, полевой шпат или, довольно часто, но ошибочно, лабрадорит. Имитация часто упоминается как золотой камень, авантюриновое стекло или просто авантюрин – и кто сможет возразить, что это введение в заблуждение, ведь стекло получило своё имя раньше, нежели минерал? Здесь и возникает суть вопроса: стекло намного красивее по сравнению с природным минералом. На самом деле, создаётся впечатление, что приписывание минералу названия «авантюрин» – это попытка привлечь интерес к природному материалу. В любом случае, par aventure или нет, из этого материала получаются прекраснейшие циферблаты.