Часы, изменившие ход времени. Резонансный хронометр Франсуа-Поля Журна

Некогда в беседе со мной еще один великий часовой инженер нового века Феликс Баумгартнер сказал, что все мастера его поколения еще в 90-е ощутили важную миссию – заново изобрести механизм наручных часов. Перелопатить весь пятисотлетний архив часовой истории, потом взять чистый лист и нарисовать такую конструкцию, глядя на которую, все клиенты скажут: «Вау, а что – так можно было?».

Первая серийная коллекция Chronomètre à Résonance в корпусе 38 мм из платины выпускалась в 2001-2004 годы

Именно такого эффекта добился ровно двадцать лет назад один из самых резонансных часовых изобретателей нашего времени Франсуа-Поль Журн, которого часто вполне обосновано сравнивают с самим Авраамом-Луи Бреге. В 2000 году он представил свой первый Chronomètre à Résonance – наручный хронометр с двумя балансами. Это и по сей день единственный механизм, в котором синхронизация работы балансов происходит исключительно за счет частотного акустического резонанса без какого-либо механического зацепления.

Проблема изобретения Журна заключается в том, что, по сути, мало кто и сегодня понимает, как там все устроено. В отличие от того же турбийона, зрелищность механизма тут не очевидна: только со стороны задней крышки можно увидеть всего лишь пару расположенных близко балансов. И, чтобы осознать, в чем именно заключается техническое преимущество резонансного хронометра, надо понимать, как минимум, школьную физику, знать, что такое «принцип затягивания частоты», а также погрузиться в историю часового дела.

Изобретение, действительно, не новое. Два противофазных баланса использовал в своем морском хронометре еще Джон Гаррисон, а резонансный ход применил в 1780 году французский часовщик Антит Жанвье в механизме маятникового регулятора (один из двух сохранившихся регуляторов сам Журн приобрел для своего личного музея в 2001 году). На любого молодого амбициозного мастера, мечтающего быстро обрести круг восторженных поклонников, вся эта история мгновенно наводит тоску. Ведь насколько веселее сделать что-то динамичное и эффектное, например, тройной турбийон или прыгающие стрелки! К счастью, Франсуа-Поль Журн никогда не шел на поводу у публики. Идея сделать наручные часы с резонансным ходом ему пришла еще в 1994 году, когда молодой мастер впервые увидел механизм Duality Филиппа Дюфура – также с двумя балансами, но соединенными дифференциалом. Тогда ему пришла поистине безумная мысль. А что, если вместо механической трансмиссии использовать эффект акустической синхронизации? Одна колебательная система соединена со спуском, а другая работает свободно и за счет резонанса колебаний затягивает соседку в свою более стабильную частоту. Самым сложным было точно расположить рядом оба баланса – расстояние между ними составило всего 0,4 мм.

Звучит сложно, но результат оказался поразительным. Chronomètre à Résonance гарантирует максимальный суточный ход от +2,324 сек/сутки до – 1,851 сек/сутки, что является лучшим показанием наручной механики на сегодня.



Кроме того, эффектным решением оказалось разместить на циферблате два независимых индикатора разных часовых поясов. Этот дизайн обеспечил модели мгновенную узнаваемость, но мало кто знает, что это еще и самый точный в мире механический GMT. В силу затягивания частоты балансов, часы автоматически выравнивают ход обоих механизмов, поэтому рассогласование стрелок на циферблатах отсутствует вообще.

Первые 20 моделей Chronomètre à Résonance были выпущены в 2000 году по предзаказу самых прозорливых клиентов. Спустя год появилась первая регулярная коллекция. В 2002 году – серия в рутениевом корпусе. В 2005 механизм резонансного хронометра впервые был изготовлен из 18-каратного розового золота. В зале славы нашлось также место 24-часовому Résonance, выпущенному в 2010 году и удостоенному очередного Женевского Гран-при, и аналоговому 24-часовму Résonance, выпущенному в 2019 году.

Наконец, в 2020 году в честь юбилея знаковой модели Журн вновь выбрал 24-часовой индикатор левого циферблата Chronomètre à Résonance, с единственным, но важным улучшением – теперь заводная пружина оснащена дифференциальным устройством Remotoir d’Egalite, а завод и перевод стрелок на обоих циферблатах осуществляется головкой у отметки «2 часа», а второй заводной головкой обнуляются показания обеих секундных стрелок, что обеспечивает еще большую точность хода. Юбилейная модель представлена в двух вариантах диаметра 40 и 42 мм в корпусе из платины или розового золота. И до сих пор напоминает всем ценителям часовой механики, что в этой фантастической отрасли выигрывает тот, кто не боится быть слишком сложным и непонятным.

Автор: Елизавета Епифанова