Часы и кардиоваскулярная революция
Почему часовым брендам не нужно подстраиваться под молодую аудиторию
Многие новые коллекции, появившиеся в последние годы как от совсем новых брендов, так и от уважаемых исторических мануфактур, вызывают, мягко говоря, недоумение. Хочется спросить: зачем все это надо было городить, чем были плохи старые модели, почему их нельзя было просто немножко причесать, выпрямить и поставить новый калибр?
В ответ обычно сами производители начинают с серьезным видом вещать что-то о новой молодой клиентуре, которую им непременно надо привлечь, иначе бренду некуда будет развиваться. И тут становится понятно, что почему-то часовые марки все еще мыслят в категориях ХХ века, буквально в рамках пресловутого конфликта отцов и детей, который, на самом деле, уже практически не актуален.
Всю философию потребления перевернула «кардиоваскулярная революция».
Этот термин был предложен французскими демографами Фарнс Месле и Жаком Валленом. Суть теории в том, что к 60-70 годам прошлого века развитые страны окончательно победили инфекционные заболевания в качестве главной причины смертности и начали бороться за продолжительность жизни. И первым это удалось в области сердечно-сосудистых заболеваний. Глобальная перестройка образа жизни, введение медицинской терапии и профилактики позволили резко увеличить продолжительность и качество жизни сразу большой прослойки населения. Восточная Европа присоединилась к этом движению после 1989 года, а Россия – в конце прошлого века.
Результат кардиоваскулярной революции уже сказался том, как мы стали воспринимать себя. Сейчас в 40 лет – это мы еще «молодые люди». В 50 наступает вторая молодость. В 60 уверенная зрелость. Причем, это касается в равной мере и мужчин и женщин.
То есть, если раньше разрыв между поколениями родителей и детей был драматическим, поскольку был обусловлен быстротечностью жизни (одни смотрели на мир с позиции «мы уже пожили, лучше знаем», а другие настаивали, что у них «еще все впереди»), то за последние полвека это расхождение во взглядах практически нивелировалось. Условные отцы и дети могут носить одну и ту же одежду, водить одни и те же автомобили, ходить в один и тот же спортзал. И при этом с одинаковым оптимизмом и любопытством глядеть в завтрашний день.
Лозунг «ваши предки это не наденут» больше не работает.
Сейчас образ «предка» воплощает Роберт Дауни-мл в роли Тони Скотта, он же Железный Человек. У него самые крутые тачки, самые классные вечеринки, самые продвинутые гаджеты и, конечно же, самые интересные механические часы. Фанаты часового искусства с большим интересом следили за моделями на экране от самого первого «Железного человека» (Bvlgari) до финальных «Мстителей» (Urwerk).
Но при этом производители часов почему-то больше, чем создатели других товаров роскоши (скажем, элитного алкоголя, обуви или ювелирных украшений) продолжают жить в устаревшей парадигме «поколений». Им кто-то наплел про генерации Y и Z, которые выросли в цифровом мире и представить себе не могут как это что-то будет не «подключенным». Почему-то никому не приходит в голову, это только маленький эпизод в долгой жизни представителей этих самых поколений – все технологии пятьдесят раз успеют устареть, люди сами от них успеют утомиться и увлечься чем-то новым. То есть все смарт-технологии станут чем-то само собой разумеющимся, а люди будут по-прежнему искать новых ощущений.
Жизнь у человека теперь длинная, насыщенная, и хотя откровенное раблезианство нынче не в почете (ибо прямой путь к инфаркту), все равно люди от «роскоши» ищут прежде всего удовольствия. Bentley – это комфорт, Ferrari – адреналин, бриллианты – маленькие слабости.
Зато часы норовят записать в категорию чуть ли не аскезы.
С ними теперь надо бегать марафоны, ездить на работу на велосипеде, они лучатся экологическим пафосом и неведомыми экстремальными характеристиками (почему-то в последнее время швейцарские бренды очень полюбили эпитет «экстремальный», хотя большинство людей как раз стараются держаться подальше от крайностей). Так ведь в погоне за новой аудиторией лет через двадцать совсем забудется, зачем вообще нужны механические часы.
Ведь хороший автоматический калибр или, например, парящий турбийон – это праздник, который всегда с тобой. На ближайшие лет сто при хорошем обращении.
Автор: Елизавета Епифанова