Часы, изменившие ход времени. Черно-белая революция Chanel
Говоря о знаковых моделях XXI века, нельзя обойти стороной Chanel J12, рождение которых пришлось как раз на миллениум. К началу нового тысячелетия казалось, что мода на часы в корпусе из керамики сходит на нет: футуристические изделия Rado с кварцевыми механизмами воспринимались уже исключительно как недорогие женские украшения в стиле 80-х, да и сами представительницы прекрасной половины все больше заглядывались на массивные шайбы своих бойфрендов и механику с усложнениями. К часам с именем модного дома на циферблате тоже никто не относился серьезно. Они выпускались по лицензии, стоили сравнительно недорого и выезжали скорее на логомании, чем на собственной привлекательности. Конечно, у Chanel уже была своя популярная коллекция люксовых часов Premiere, но она явно была рассчитана на узкую и чисто дамскую аудиторию. Надо было, чтобы появился такой гений, как художественный директор Chanel Жак Элле, чтобы из каких-то смутных символов и ощущений, буквально из «духа времени» сгенерировать образ универсальных и, в общем, унисексуальных наручных часов для нового поколения. Идеальных часов городских модников.
Изначально Элле отталкивался от любимой монохромной гаммы Коко Шанель. Что может быть абсолютно черным и безупречно белым в часовом деле? Никакое покрытие не обеспечит четкий и глубокий цвет на долгие годы. Ответом стала высокопрочная керамика. Тут на помощь пришло удачное стечение обстоятельств. Еще в 90-е Chanel начал сотрудничать со швейцарской семейной фабрикой G&F Chatelain, специализировавшейся на производстве корпусов и браслетов. Именно на Chatelain было запатентовано первое важное изобретение Chanel – подпружиненная застежка, которая плотно захлопывалась и открывалась одним щелчком без всяких там зажимов и кнопок. Вначале она использовалась в Premeire, но отлично сгодилась и для керамических браслетов J12.
Chanel приобрела фабрику и инвестировала в развитие керамической технологии. Если до этого в отрасли доминировали немецкие фабрики, то французский дух Chanel привнес в технологию большую долю фантазии. Как вспоминал сооснователь Bell&Ross Карлос Росильо, для создания своих «инструментов» они обращались попеременно на две фабрики – Roventa-Henex и Chanel-Chatelain. «Если нужно сделать что-то простое и быстро, то лучше заказать немцам на Roventa. Но если нужно что-то на грани невозможного, то никто с этим не справится, кроме Chanel», резюмировал Карлос. Например, три сверхтонких точно синхронизированных диска циферблата BR-01 Radar были созданы на Chatelain.
Вторым прорывом наряду с новым прочтением керамики стал дизайн J12. Несмотря на то, что часы были вроде бы женскими, Элле использовал классическую мужскую эстетику, включая вытянутый корпус с трапецевидными ушками и мощный круглый безель с вращающейся разметкой. Многие элементы были заимствованы у дайверских часов не случайно – об этом свидетельствовало само название модели. Мало кто сегодня помнит, но Элле вдохновляли яхты J-Class – именно оттуда взялась буква J в имени, ну а к ней само собой добавилась цифра 12.
Впоследствии Элле не раз пытался привнести в коллекцию черты из разных видов спорта. Например, в одной из самых эффектных и самых недооцененных вариаций J12 Superleggera, где наряду с керамикой использовался легкий и прочный алюминий, заимствованный у гоночных болидов.
Итак, в 2000 году появился первый Chanel J12 в черном корпусе. Спустя три года была выпущена версия J12 в белой керамике – она стала настоящей сенсацией и на долгие годы захватила титул «первых люксовых часов девушки». Их носили топ-модели, юные карьеристки и скромные дочки богатых родителей.
Со временем J12 оценили и мужчины, несмотря на предубеждение «только сталь или золото». Как оказалось, в огромном Китае J12 считается скорее мужскими часами, а в Европе и США их для себя открыли метросексуалы нулевых. Ну а что еще носить с белой футболкой, черным пиджаком и кедами?
Поэтому в коллекции появилась версия J12 Automatic – вначале на базе ЕТА, потом с калибром 3125, разработанным совместно с Audemars Piguet, а в 2019 году, наконец, и с первым мануфактурным механизмом Calibre 12.1, эксклюзивно разработанным для Chanel на фабрике Kenissi. Вместе с новым механизмом изменился и облик J12, над которым поработал молодой дизайнер Chanel Арно Шастен: хоть и неуловимо, было переработано 70% часов, включая шрифт циферблата и конструкция вращающегося безеля.
Не стоит забывать о лимитированных тематических выпусках J12, созданных с фирменной иронией Chanel, которые сразу же становятся коллекционными раритетами. Пожалуй, J12 стало самым значительным творением Жака Элле, в котором уместно будет смотреться любая начинка – от мануфактурной механики до микрочипа. Chanel и на это хватит дерзости.
Автор: Елизавета Епифанова