Часы, изменившие ход времени. Периферический ротор Carl F. Bucherer

Автоподзавод – очень практичное устройство, но у традиционного центрального ротора есть два существенных недостатка.

Во-первых, классический ротор увеличивает толщину калибра, а во-вторых, мешает в полной мере насладиться красотой отделки мостов. Решением стала периферическая конструкция автоподзавода, в которой ротор представляет собой обод с утяжеленным сектором без центрального крепления, который вращается вокруг механизма на специальных роликовых подшипниках.

Надо признать, что идея периферического расположения груза автоподзавода посетила швейцарских часовщиков более полувека назад. В 1955 году инженер Поль Госпел получил первый патент на подобную конструкцию, а спустя десять лет Patek Philippe зарегистрировал собственный патент в Швейцарии (1965 год) и в США (1968 год). Преимущество было очевидным: ротор, лишенный центрального крепления, располагался на одной плоскости с основной колесной передачей, что отлично подходило для ультратонкой механики и надстройки усложнений. Но в отличие от микроротора орбитальный груз обладал широким радиусом для более эффективного вращения. Правда, в середине ХХ века инженеры столкнулись с проблемой надежного крепления такого груза на плоскости. Например, у Patek Philippe обод располагался под рамкой, которая крепилась к платине с помощью шести винтов. Обеспечить его плавное скольжение так и не удалось, к тому же сам калибр напоминал пышный трехслойный блинчик. Так что пришлось периферической конструкции дожидаться наступления нового века.

Калибр CFB A1000

И первым, кто довел систему до реализации стал Carl F. Bucherer. Надо сказать, для марки этот проект стал настоящим делом чести. Если само имя Bucherer – компании, основанной в Люцерне в 1888 году и ставшей крупнейшей в мире торговой сетью ювелирно-часовых бутиков – было прекрасно известно всем знатокам престижных часов, то ее дочернему предприятию, молодому часовому бренду Carl F. Bucherer, названному в честь основателя династии, еще только предстояло утвердить свою репутацию среди коллекционеров. И что могло подойди для этого лучше, чем собственное оригинальное и к тому же запатентованное усложнение?

На инвестициях в Bucherer не экономили. Работа над новым калибром началась в 2005 году, а в 2007 специально для них было приобретено исследовательское бюро ТНА (Techniques Horlogeres Appliquees) из Сан-Круа, основанное еще Франсуа-Полем Журном, Дени Флажоле и Вианни Альтером. Наконец, в 2008 был представлен калибр А1000 с периферическим ротором, а первые модели Patravi EvoTec, оснащенные этим калибром с «большой датой», появились в продаже в 2009 году.

Carl F. Bucherer Patravi EvoTec PowerReserve

На конструкцию CFB с тремя роликовыми подшипниками был получен патент, что не помешало другим брендам искать собственные решения. Периферический ротор всего за несколько лет стал одним из самых модных трендов в инновационной механике. В 2011 году Audemars Piguet представил калибр 2897 с турбийоном и хронографом, в котором периферический обод впервые располагался со стороны циферблата. Такое же решение в 2014 году применил и Jaeger-LeCoultre в Hybris Mechanica 11, ультратонких часах с турбийоном и минутным репетиром. Наконец, в 2018 году в мировом рекорде от Bvlgari, самом тонком автоматическом турбийоне Octo Finissimo Tourbillon Automatic также фигурировал периферический ротор.

Jaeger-LeCoultre Hybris Mechanica 11

И этого всего не было бы, если бы не амбиции Carl F. Bucherer. Надо сказать, что за прошедшие годы собственный периферический механизм бренда претерпел существенные изменения. В 2016 году был представлен механизм второго поколения А2000, ставший более тонким по сравнению с «тысячным». Первые часы Manero Peripheral, оснащенные калибром нового семейства А2050, получились предельно классическими. Исчезли указатель запаса хода и фирменная «большая дата», характерная для А1000. Изменилась даже отделка мостов механизма – нарочито техническую шлифовку сменили традиционные «женевские волны» и ручной англаж, подчеркивающие высокий статус часов для ценителей мануфактурной механики.

Carl F. Bucherer Manero Peripheral Boutique Edition

А в 2018 году, ровно к 130-летию дома Bucherer состоялась премьера еще одного механизма CFB T3000, в котором периферический инерционный обод впервые дополнился турбийоном аналогичной конструкции, на которую также подан патент. У каретки нет ни единого моста и центральных креплений, а вращение осуществляется благодаря все тем же трем роликовым керамическим подшипникам.

Carl F. Bucherer Heritage Tourbillon DoublePeripheral Limited Edition

Уникальный механизм нашел воплощение в двух юбилейных выпусках: Manero Tourbillon DoublePeriheral и Heritage Tourbillon DoublePeripheral Limited Edition, причем, в последней мосты механизма закрыты пластиной с ручной гравировкой реального моста Капельбрюкке в Люцерне, оставив на обозрение лишь золотой ротор и турбийон.

И даже, если пока что Carl F. Bucherer взял паузу в направлении периферических механизмов и представляет различные версии классических хронографов Manero Flyback, мало кто сомневается, что у этой истории еще будет захватывающее продолжение.

Автор: Елизавета Епифанова