Грустный камень: что старались не носить модницы 18 века

Украшения, которые носить было можно, но очень не хотелось.

Брошь с локоном волос, надпись "J.A.S. BATEMAN. ESQ OB 28. MAR 1758..." Британский музей

Продолжаю свою ювелирную неделю, посвященную аметистам. Вчера мы говорили об украшениях эпохи Ренессанса и барокко.

Весь 17 век в своей летописи аметистов я пропускаю, он как бы к предыдущей эпохе барокко относится. На самом деле там происходили очень важные процессы: ювелиры учились как следует гранить камни, переходя от простых форм огранки к сложным, с максимальным количеством граней. К началу 18 века все открытия в огранке, в принципе, были сделаны.

Аметисту это пошло очень на пользу.

Иеремия Позье. Букет для корсажа. 1740-е. Эрмитаж.

В отличие от, скажем, изумрудов, я не нашла в 18 веке особо много повседневных драгоценностей с аметистами. Они могли использоваться для полихромных ансамблей, как в букете Позье, но особенной прелести в граненых аметистах пока никто не видел. Такие украшения, как эгрет из Брит. музея, пока редки.

Эгрет, 1726-1775, Италия, British museum

Для 18 века (и части 19 века) есть однако одно очень важное исключение: траурные драгоценности. Именно в украшениях, выражающих скорбь по усопшему, граненые аметисты встречаются в эту эпоху очень часто.

Большинство примеров -- английские; не знаю, насколько это было справедливо для других стран.

Траурная брошь (или подвеска?) в виде урны для праха, ок.1770-90, Англия. V&AM

Кулон (открытый и закрытый вид) с локоном умершего во младенчестве принца Альфреда (1780-1782). Королевская коллекция

Траурное кольцо, ок. 1775-1800. Британский музей

Траурное кольцо, ок. 1787, V&AM

Эта традиция, к счастью, вышедшая из моды, была связана с тем, что в период траура одежда была очень строго регламентирована. Украшений практически нельзя было носить, кроме максимально темных, типа черного оникса. Надо посмотреть, был ли оникс уже в 18 веке. Пишут (1), что разрешение носить в траур украшения из аметиста было связано с тем, что его фиолетовый цвет воспринимался как темный, максимально близкий к черному.

Кроме того, поскольку тяга к классицизму сохраняется, во 2-й пол. 18 века воскрешается ремесло резных гемм, в том числе из аметиста; в этот период инструменты становятся еще качественней, потом возникают мануфактуры, производство бижутерии идет на поток. Сюжеты этих камей, опять таки, часто античные, хотя встречаются и явно современные. Отличить их античных проще, чем ренессансные -- видна все-таки некая механистичность работы, чересчур острые грани (новыми-то инструментами).

Кольцо с изображением трофея и купидона, 18 век, Британский музей

Кольцо с изображением императрицы Екатерины II, Россия, 2-я пол 18 - начало 19 века. ГИМ

Камея с головой Минервы. Авторы: James Tassie (?), William Tassie (?). Британский музей

Тезей, победивший Минотавра. Италия, 18 век. Эрмитаж

Если рисунок вырезан на граненом аметисте -- это четкая подсказка, конечно, про позднее столетие.

Бюст философа. Резчик Ламберт. Англия, 18 век. Эрмитаж

Для более ранних вещей писать такие предостережения нет смысла, а вот когда мы говорим о предметах конца 18 века - то тут есть вероятность, что кому-то из нас такие предметы действительно могут попасть в руки на какой-нибудь барахолке или интернет-аукционе. Необходимо помнить, что эксперименты по имитации резных камей стеклянными пастами предпринимали еще римляне, а в 18 веке производство стеклянных "камей" уже поставлено на широкую ногу.

Наконец, еще одна крупная группа аметистовых предметов 18 века, она также связана с доступностью сырья (на рынке появились сибирские аметисты, в частности).

Табакерка в виде головы в тюрбане, сер. 18 века. Смитсониан

Особенно красивы такие коробочки (табакерки, мушечницы, бонбоньерки), которые обыгрывают натуральную фактуру камня.

Royal collection. (Как и в предыдущих случаях, нельзя точно сказать: или англичане доминировали тогда в аметистах, или сейчас в оцифровке коллекций).

Bluejohn (Derbyshire Spar) box. 1780 - 1820. Royal collection

Étui, Royal collection

Источник HTML ссылка на сайт zen.yandex.ru Шакко: об искусстве