Как устроен вечный календарь

Вечный календарь входит в «большую тройку» самых престижных часовых усложнений наряду с репетиром и турбийоном. В чем же заключается сложность и значимость этого устройства и почему выпускать модели с вечным календарем могут только серьезные часовые мануфактуры?

Различных календарных модулей в часовой механике существует множество. От самых простых – индикации даты – до вечного календаря, который, обычно, дополнен указателем фазы луны. «Вечным» этот тип календаря называется потому, что, в отличие от своих более примитивных собратьев (простого, годового и полного календарей) способен учитывать не только длину каждого месяца в году, включая февраль, но и автоматически считать високосные годы. Для этого используется довольно сложная конструкция, состоящая из большого «программного» колеса, совершающего оборот за год и с помощью разных выступов корректирующего учет продолжительности месяца, и соединенной с ним четырехзубной звездочки, у которой один зуб длиннее остальных – он и подталкивает колесо даты в високосный год перескочить еще на одно деление до 29 февраля.



У большинства современных моделей на циферблате расположен специальный маленький индикатор, показывающий четырехлетние циклы (стрелкой или цифрами в апертуре) – он и позволяет быстро определить, что это именно часы с вечным календарем. Единственную корректировку в таком механизме придется произвести в 2100 году, когда наступит так называемый «секулярный год» - по счету високосный, но содержащий 28 дней в феврале. Он нужен для того, чтобы компенсировать разницу между солнечным и григорианским календарем, которая составляет примерно сутки за 128 лет.

Часовая мысль продвинулась даже настолько глубоко, чтобы изобрести и механизм так называемого секулярного вечного календаря – то есть распознающего пресловутую григорианскую поправку. Но это уже такие механические монстры (например, Patek Philippe Calibre 89 или Franck Muller Aeternitas Mega 4), которые сами по себе являются инвестицией в вечность.

Но пока вернемся к обычным «вечникам». Изобретение этого хитроумного устройства принадлежит Абрахаму-Луи Бреге. В 1783 году он начал работу сразу над двумя часами, содержащими вечный календарь: №160, извечными как «часы Марии-Антуанетты» и №92, изготовленными по заказу герцога Праслина. Судьба первых часов, напоминающая настоящий детектив, хорошо известна, вплоть до того дня когда в 2008 году мастера Breguet воссоздали их точную копию Marie-Antoinette №1160, тогда как герцогские часы №92 прожили более спокойную жизнь и сегодня выставлены в Парижском музее искусств и ремесел. Примечательно, что фирме Breguet принадлежит и другое достижение – в 1929 году были выпущены часы №4244, оснащенные первым в истории механизмом наручного вечного календаря.

Breguet No. 92 Duc de Praslin

Долгое время изготовление этой сложной системы из колес, рычагов, звездочек и многочисленных индикаторов, которые надо еще уметь органично расположить на циферблате, считалось прерогативной лишь немногочисленных элитных брендов и мастеров. И сегодня часы с вечным календарем – это показатель высшего класса часовой мануфактуры. Однако благодаря усилиям трех брендов: Patek Philippe в XIX веке, а также IWС и Ulysse Nardin в прошлом веке система переключателей вечного календаря была значительно модифицирована и стала доступна для массового производства. Несомненно, женевский дом Patek Philippe стал главным локомотивом движения вечников в часовую механику, а его механизм 240Q, использующийся уже почти сорок лет (в частности, и в новой версии Perpetual Calendar Ref. 5327) – образцом усложнения.


Однако первым модульным серийным наручным вечным календарем принято считать Da Vinci Portugieser Perpetual Calendar, придуманный в 1985 году Куртом Клаусом для IWC. Примечательно, что в то время собственное производство механики в Шаффхаузене было практически ликвидировано, поэтому в качестве базового калибра для модуля «вечника» поначалу использовался ЕТА.


Если в календаре Клауса можно было переключать все указатели одновременно одной головкой, то в представленном в 1996 году механизме Людвига Охслина для Ulysse Nardin их также можно было вращать в любую сторону – не важно, вперед или назад. А спустя два года мастер добавил к системе индикатор второго часового пояса, создав знаменитый калибр GMT Perpetual. Которому почему-то в современном мире Ulysse Nardin не нашлось достойного применения.

Ulysse Nardin Perpetual Calendar GMT Manufacture Boutique Edition в корпусе из платины выпушенная в 2014 году

Из серийных механизмов календаря нашего времени, которые заслужили статус надежной инвестиции, также несомненно надо назвать A. Lange & Sohne Datograph Perpetual (эти часы единственные удостоились доброго слова от гуру механики ручной работы Филиппа Дюфура), H. Moser & Cie Endevour Perpetual (благодаря уникальной простоте индикации и управления), а также Greubel Forsey QP a Equation, оснащенные настоящим «механическим компьютером», состоящим из вертикального блока взаимодействующих колес вместо горизонтальной передачи.

Greubel Forsey QP à Équation в корпусе из розового золота, выпущена весной 2020 года

Несмотря на то, что вечный календарь кажется наименее динамичным из всех часовых усложнений, можно заметить, что именно в этом направлении сейчас ведутся самые интересные эксперименты. Само название предполагает, что эта работа – на долгую перспективу.

Автор: Елизавета Епифанова