Китайский феномен
Сможет ли люксовая механика из Китая и Гонконга соперничать со Swiss made
Когда в 2010 году представитель Seiko впервые в истории Женевского Гран-при поднялся на сцену, чтобы взять «Малую стрелку» за дайверские часы, это стало настоящей сенсацией. Действительно – первый раз престижный приз швейцарского конкурса достался, не просто иностранной, а даже азиатской марке.
Спустя десять лет шорт-лист GPHG переполнен представителями разных стран: помимо европейских брендов здесь можно увидеть марки из США, России, Израиля, той же Японии (причем, не только Seiko), но о чем никто не мог и подумать буквально несколько лет назад, что больше всего «иностранцев» на женевском Гран-при так или иначе будут представлять Китай и Гонконг.
LYH Lin Yong Hua from China Sea Turtle 2020
Причем, практически во всех категориях и в различном исполнении. Среди конкурсантов можно встретить и независимого мастера, члена AHCI Линь Юн Хуа (бренд LYH) с его новым творением ручной работы China Sea Turtle. И титульную китайскую мануфактуру Fiyta с очередным лимитированным выпуском серии Spacewalk, посвященной китайской космической программе (золотую скульптуру тейконавта можно увидеть на циферблате).
Fiyta Spacewalk
А также гонконгский бренд элитной механики Memorigin, изначально специализирующийся на богатых массивных турбийонах. Между прочим, многолетним «лицом» Memorigin был знаменитый гонконгский снукерист Марко Фу, который честно надевал специально выпущенные для него турбийоны на все турниры.
Memorigin The Six Steeds in the Tang Dynasty Tourbillon
В этом году бренд выставил на конкурс две роскошные даже по собственным меркам модели: Pheasant on a Rock Tourbillon с эмалевой миниатюрой в классической китайской технике и Six Steeds in the Tang Dynasty Tourbillon, воссоздающую на циферблате точные копии горельефов гробницы императора Тай-цзуна.
WATCHe WeAntStory
Наконец, особой популярностью на GPHG, а также в среде молодых коллекционеров механики пользуются международные проекты, которые можно было бы описать формулой «китайские идеи + европейские мозги».
К ним относятся и Ming, в прошлом году уже заслуживший свою минуту славы, получив награду в категории «Вызов» на GPHG, и чуть менее знакомый широкой публике бренд Behrens, специализирующийся на модулях необычной конструкции, достроенных на базе ЕТА.
Чуть более экзотичную дизайнерскую историю представляет проект WeAntStory от швейцарского бренда WATCHe, ранее известного квадратными «модульными» часами. За всю техническую часть и реализацию отвечает команда Люка Пеллатона, зато вдохновителем инопланетного корпуса выступил китайский скульптор Чэнь Чжигуан.
Наконец, еще один китайско-швейцарский тандем, который, безусловно, заслуживает внимания – Moonyang, основанный в 2018 году дизайнером Сунь Леи, работавшим ранее на Fiyta. Автором механизма его новой модели King Arthur (о которой стоит рассказать отдельно) стал Эрик Кудрэ, бывший мастер гиротурбийонов Jaeger-LeCoultre и автор MB&F Legacy Machine Thunderdome.
Moonyang King Arthur
Конечно, хочется понять, как за какие-то считанные годы китайские и гонконгские производители сумели постепенно отодрать намертво прилипший ярлык «дешево и страшно» и уверенно двинуться в люксовую нишу. Обойдя даже соседей-японцев, во всяком случае в плане дизайна и фантазии.
Возможно, дело в том, что они не чураются сотрудничества со швейцарскими и немецкими мастерами – и не просто покупают станки или базовые калибры ЕТА, а приглашают лучших специалистов для создания корпусов и механики.
Немало способствует и то, что Китай является крупнейшим потребителем роскошных часов. Там, где есть вкус и страсть к красивым механизмам, рано или поздно появляется понимание того, как самим их делать так, чтобы не опозориться.
Автор: Елизавета Епифанова