Красота по-английски

Лучшие мастера часовой механики с британских островов.



Англичане до сих пор со сдержанной гордостью вспоминают, что это именно они изобрели точную часовую механику. Но об утраченном лидерстве в производстве часов не сожалеют ни капли. Все амбициозные проекты, получившие имя в честь великих британских мастеров прошлого (в итоге выжили только Graham и Arnold&Son), были запущены уже в третьем тысячелетии хваткими швейцарскими предпринимателями, не имеющими прямого отношения к наследию Джорджа Грэма, Джона Арнольда, Томаса Томпиона, Томаса Мьюджа и прочих великих часовых изобретателей XVII-XIX веков.

Несмотря на историческую славу и по-прежнему живую традицию, никто сегодня не носится по британским холмам и долинам с пачками купюр и идеями построить настоящую английскую суперсовременную часовую мануфактуру. Часовым мастерам, чтобы достичь успеха, проще самим пересечь Ла-Манш и основать бренд в Швейцарии. С подлинным британским шармом, но отлаженным швейцарским производством. Так поступили Стивен Форси, ставший частью дуэта Greubel Forsey, и Питер Спик-Марин – хотя он по-прежнему выпускает англоманские часы, не случайно, его самая популярная коллекция называется Piccadilly.

Speake-Marin Piccadilly

Исключение из всех правил представлял, пожалуй, только изобретатель коаксиального спуска Джордж Дэниелс, хотя бы потому что его путь часовщика выбивался из всех стереотипов. Он увлекся часовым делом за время службы в армии в конце 40-х, когда полировать часовые стекла и перебирать старые механизмы было реально самым увлекательным из всех занятий. Как известно, книга Дэниелса «Watchmaking» до сих пор является источником вдохновения и руководством к действию для многих независимых часовых мастеров по всему миру.

Джордж Дэниелс

Между прочим, прочитав ее, можно с удивлением узнать, что в Англии 1950-х еще сохранялись часовые мануфактуры. Причем, такого классического типа, будто сошедшие со страниц Диккенса – с использованием детского труда и телесных наказаний. Желчный Дэниелс уверял, что часы таким способом производились не в пример качественнее, чем с применением компьютеризированной техники.

Сам Дэниелс настолько возненавидел машинную штамповку и маркетинговые ухищрения, что, как только заработал достаточно денег, окопался на острове Мэн, где в гордом одиночестве собирал не более механизма за год (карманные сам, а наручные в соавторстве со своим единственным учеником Роджером Смитом).

Роджер Смит

Роджер Смит и сегодня продолжает дело своего учителя, причем, все там же на острове Мэн, превратив его в настоящий заповедник британского haute horlogerie. Смит регулярно наносит визиты в Букингемский дворец, организует проекты во славу национальной культуры. Не забывает и почтить память Джорджа Дэниелса особыми выпусками. Часы под брендом Roger W. Smith выпускаются по-прежнему вручную единичными экземплярами, так что лист ожидания огромен.


Bremont H-4 Hercules “Spruce Goose” Limited Edition

На самом деле, когда речь заходит о британских часах, большинство ценителей механики сразу называют марку Bremont, основанную в 2002 году братьями Ником и Гилом Инглишами (это их настоящая фамилия, а не псевдоним). Проект действительно интересный и заслужил внимание различными специальными сериями, созданными в сотрудничестве с британскими ВВС, а также появлением в первом фильме «Кингсман», но по-настоящему английскими часы Bremont мешает назвать тот факт, что внутри у них стоят все те же ЕТА, Sellita и La-JouxPerret. В этом отношении пуристам-коллекционерам лучше обратить внимание на бренд Christopher Ward, представивший в 2014 году свой калибр SH21 – пусть и разработанный швейцарскими партнерами, но хотя бы эксклюзивно.

McGonigle Tuscar Bánú

Наконец, особо надо упомянуть мастеров ирландской школы. Часовщики Зеленого острова настолько независимы, что не соглашаются ни на швейцарскую ни на английскую прописку. А, между тем, их творчество настолько яркое, что речь уже вполне может идти о тренде, хотя его представители относятся к разным государственным образованиям: братья Джон и Стивен Макгонигал, создавшие бренд McGonigle, проживают в Ирландии, а Стивен Мандонелл, создатель механизма MB&F Legacy Machine Perpetual, родом из Белфаста. Кстати, они хорошо знают и очень уважают творчество друг друга.

Автор: Елизавета Епифанова