Красота по-японски



Когда начинают разговор о противостоянии японской и швейцарской часовой традиции, хочется рассмеяться. В массовом сегменте – да. В технологиях – безусловно. Японские часы, пожалуй, даже лучше будут. Но причем тут высокая механика? В Швейцарии сотни мастеров и ателье каждый день придумывают все новые хитроумные конструкции и состязаются в красоте ручной работы. А в Японии за всех отдувается только Seiko с его премиальными брендами Grand Seiko и Credor. Оба, конечно, высший класс и имеют своих преданных поклонников, но не может же национальная часовая традиция поддерживаться усилиями одной корпорации. Citizen не в счет, его премиальный сегмент устремлен исключительно на западные ценности и коллекционирование известных брендов вроде Arnold & Son и Bulova. Между тем, жизнь прорастает везде. Даже в Японии, где процесс создания часов в какой-то момент времени был полностью унифицирован, систематизирован и по возможности автоматизирован, появились молодые дерзкие мастера, которые создают собственный уникальный почерк часового искусства, соединяющий европейскую и японскую традиции, а также элементы современной культуры.



Hajime Asaoka

В 2013 году на стенде Академии независимых часовщиков AHCI в Базеле дебютировал 48-летний кандидат в академики Хадзиме Асаока — мастер-самоучка, начинавший как дизайнер, а затем изучавший часовое дело по книге Джорджа Дениэлса. Свой бренд Hajime Asaoka в Токио он основал в 2005 году, с тех пор успел посетить ателье Филиппа Дюфура, чтобы набраться практики. В 2009-м он создал свой первый турбийон, а после дебюта в Базеле стал стал героем всех часовых изданий с новой вариацией Tourbillon#1, придуманной совместно с известным японским художником Такаси Мураками. В этих часах турбийон на отметке «9 часов» соседствовал с двумя черепами с цветочками в глазницах, выполненными в характерном для Мураками стиле манги, и надписью Death Takes No Bribe — «Смерть взяток не берет». Правда, с тех пор мастер оставил хулиганские эксперименты. Сейчас его флагманский проект – это сверхточный турбийон Project T, созданный совместно с производителем аэрокосмического оборудования Yuki Precision.



Masahiro Kikuno

Еще один талантливый самоучка Масахиро Кикуно увлекся часовой механикой во время службы в армии, а затем закончил ювелирные курсы и прочитал библию каждого молодого часовщика – книгу Дениэлся «Watchmaking». Первые собственные часы 28-летний Кикуно изготовил в 2011 году и сразу же стал кандидатом в академию AHCI. А полноправным академиком стал в возрасте 30 лет.



Он специализируется на сложных механизмах ручной работы, которые сделали бы честь любой исторической швейцарской мануфактуре, в том числе репетирах с жакемарами. Но самая известная модель Masahiro Kikuno – это Wadokei, наручная интерпретация традиционных японских часов вадокей, меняющих длительность часа в зависимости от сезона.


Naoya Hida & Co

Наойя Хида пришел в часовое дело не как увлеченный энтузиаст, а как опытный профессионал. С 1990-х годов он был известным дистрибьютором в Японии таких марок как Jaeger-LeCoultre, Vacheron Constantin и Breguet, а также первым познакомил земляков с творчеством Франсуа-Поля Журна. В 2018 году Хида решил, наконец, воплотить свое видение идеальных японских часов для коллекционеров и создал первую модель NH Type 1B под собственным брендом. Трехстрелочник на любителя, к тому же калибр 3020CS построен на базовой архитектуре 7750.



Daizoh Makihara

Дайзо Макихара окончил тот же ювелирный колледж Hiko Mizuno College в Сибуйе, что и Масахиро Кикуно, а свой бренд основал годом позже – в 2012 году. Но лишь совсем недавно он нашел собственный стиль, который обратил на него внимание коллекционеров. Это циферблат изготовленный в технике Edo-kiriko, филигранно вырезанного узора по стеклу. Естественно, первая модель получила максимально традиционный мотив Kiku-tsunagi-mon sakura, то есть цветущие сакуры вперемешку с хризантемами. Цветочным мотивом украшены и мосты калибра Unitas 6498.



Norifumi Seki

Самое молодое японское часовое дарование – 23-летний Норифуми Секи. Он только что закончил часовую школу, а своим наставником и вдохновителем называет Масахиро Кикуно. Пока что в его активе одно изделие – карманные часы-регулятор со сферической индикацией фазы Луны. Посмотрим, что будет дальше.

Автор: Ксения Воронина