Митя макса турбийон? Неизвестная история финского часового искусства

Кари Вутилайнен, Степан Сарпанева, Антти Ронкко – эти имена хорошо известны ценителям классического часового искусства, причем, они сумели сформировать самобытный стиль, который уже называют «финской часовой традицией». 

И все эти мастера являются выпускниками единственной Финской часовой школы Kelloseppäkoulu (Келлосеппякулу), которая сама по себе является феноменом. 

Изначально школа была основана в Лахти в 1944 году после прекращения боевых действий с СССР, но еще была ориентирована на нужды фронта. В 1959 году она переехала в Эспоо, второй по величине город в Финляндии, а с конца 1980-х обрела третий и последний адрес в пригороде Эспоо Тапиоле, в здании, выделенном Финским фондом развития часового искусства. 

Обучение в школе длится три года, на курс часового дела ежегодно набирают не более 15 человек (такое же количество студентов на отделениях микромеханики и электроники). При этом, конкурс в школу бешенный – заявки на поток подает около двух сотен абитуриентов. Дело в том, что школа финансируется государством и абсолютно бесплатная, включая проживание и питание. Правда, в отличие от швейцарской WOSTEP, где преподавание ведется на английском, обучение в Kelloseppäkoulu проходит на финском. Хотя большого словарного запаса не требуется, чтобы ловко шуровать отверткой, все-таки процент иностранных студентов в школе крайне мал, часовое обучение проходят в основном сами финны. 

Стандарт обучения в Kelloseppäkoulu настолько высок, что всех ее выпускников готовы с радостью принять большинство фабрик в Швейцарии и Гласхютте. Среди широкой публики первым прославил школу Кари Вутилайнен, член AHCI. После окончания школы в Эспоо, в 1989 году он закончил школу WOSTEP в Невшателе, собственную марку основал в 2002 году, а в 2005-м представил первый в мире наручный децимальный репетир. В 2007 году Вутилайнен получил Grand Prix d'Horlogerie за модель Voutilainen Observatoire, созданную на базе калибра Peseux 260, а в 2013 году награды также были удостоены мужские часы Voutilainen V-8R, полностью созданные часовщиком в своей мастерской в Мотье. 

В 2020 году модель Voutilainen 28SC, в котором механизм Vingt-8 впервые был представлен с центральной секундной стрелкой, вошел в шорт-лист номинации «Лучшие мужские часы года». 

Впрочем, если Кари придерживается скорее классического стиля, то часы другого выпускника Kelloseppäkoulu Степана Сарпаневы, обращают на себя внимание эксклюзивным, а порой весьма вызывающим дизайном. Что неудивительно, поскольку Степан является сыном ювелирного дизайнера Пенти Сарпаневы и племянником Тимо Сарпаневы, известного промышленного дизайнера и скульптора. 

Получив часовое образование в Финляндии, Степан Сарпанева отправился в Швейцарию, где также закончил WOSTEP, а затем набирался опыта в таких компаниях, как Piaget, Parmigiani, Vianney Halter и Christophe Claret. В 2003 году Сарпанева решил создать свою собственную часовую марку, правда, в отличие от Вутилайнена, сделал он это в Хельсинки. В 2009 году часы Sarpaneva Korona K3 Black Moon, с его фирменным «сердитым» индикатором Луны завоевали сразу две престижные награды за дизайн: Good Design и Red Dot Design Award. 

А 2020 году у Сарпаневы в финал GPHG попали сразу две модели. На звание лучшего календаря претендовал лунник Sarpaneva Lunations Harvest Moon, а на «Малую стрелку» - очень милый Sarpaneva x Moomin, выпущенный к 75-летию появления первой книги о муми-троллях Туве Янссен.  

Последним заметным выпускником финской школы стал Антти Ронкко, представивший в 2015 году модель часов Antti Ronkko Steel Labyrinth. Циферблат часов расчерчен текстурными хитросплетениями лабиринта, покрытыми черным DLC, а стальной корпус заключает в себе собственный механизм AR-1. Слоган его ателье гласит «Ручная работа в финской тишине» - ателье Antti Ronkko находится в сосновом бору недалеко от Эспоо.

Наконец, два года назад выпускник школы Веса Кулкки получил третье место на конкурсе молодых талантов F.A. Lange Watchmaking Excellence Award. Но с тех по судьба его осталась неизвестной. 

Впрочем, будущее самой школы тоже туманно. По словам ее директрисы Тийны Парикки, финансирование Kelloseppäkoulu снижается год от года, как и популярность профессии часового мастера среди финской молодежи. Хочется надеяться, что это временно. 

Автор: Елизавета Епифанова