Откуда берется золото для часов

Chopard объявила о новой поддержке ответственных золотодобытчиков. Выстраиванием «этичных» цепочек поставок занята вся отрасль.

Этим летом компания Chopard объявила о том, что в рамках сотрудничества со Швейцарской ассоциацией «За чистое золото» (Swiss Better Gold Association, SBGA) будет закупать драгоценный металл у кустарных артелей золотодобытчиков из колумбийской провинции Чоко.

Такая инициатива — не в новинку для ювелирно-часового дома. Помогать золотодобытчикам компания начала еще в 2013 году, когда вместе с южноамериканским «Альянсом за ответственную добычу» (ARM) стала оказывать помощь в улучшении условий жизни рабочих. Теперь на очереди — колумбийские старатели, пользующиеся традиционными методами добычи и ручным оборудованием. Теперь они получают гарантию выгодной цены и дополнительного поощрительного вознаграждения.



Помимо помощи золотодобытчикам компания занята выстраиванием полностью «этической» цепочки поставок золота для всех своих часов и ювелирных изделий. О завершении ее создания в Chopard объявили в 2018 году. Теперь артели из Чоко также будут поставлять драгоценный металл по строго контролируемым каналам. Прозрачная цепочка позволит старателям узнать, куда направляется добытое ими золото.

В 2014-м году Chopard представила в Базеле первую модель часов, изготовленных из золота Fairmined - Chopard LUC Tourbillon QF Fairmined. Стандарт сертификации Fairmined предполагает соблюдение условий труда (в частности, запрет на использование детского труда), социального развития и экологической безопасности в ходе золотодобычи.



Заниматься «ответственным» выстраиванием цепочек поставок швейцарским часовщикам также помогает Совет по ответственной ювелирной практике (Responsible Jewellery Council или RJC). Эта международная некоммерческая организация, объединяющая более 1000 компаний, разработала систему сертификации, позволяющую гарантировать использование драгоценных металлов, добытых с соблюдением социальных и экологических стандартов.

В отчете за 2018-19 гг. Richemont сообщала, что более 95% используемого золота и бриллиантов сертифицированы RJC. Кроме того, в группе создан особый комитет, занимающийся отслеживанием каналов поставки золота. В отчете LVMH за 2018-й уточняется, что по бриллиантам доля сертифицированных RJC камней уже дошла до 99%, а по золоту — до 84%. В 2020-м оба показателя планируется увеличить до 100%.



Проблемами поставок золота в Швейцарии занимаются и власти. В опубликованном 23 июня отчете Управления по финансовому контролю Швейцарии (SFAO) говорится, что современная система надзора за поступающим в страну золотом не эффективна. Из-за того, что в отношении любого золота (добытого или, например, вторично переработанного) действует один таможенный код HS 710812 система прослеживаемости недостаточно прозрачна, сообщает журнал Фонда высокого часового искусства. Управление по контролю за драгоценными металлами таможенной службы также не требует определения, было ли произведено золото с нарушением прав человека. Поэтому пока вся ответственность за применение «этичного» золота лежит на самих компаниях.

Автор: Ксения Воронина