Пять вопросов о пилотских часах



В последние годы винтажные пилотские часы стали едва ли не самым популярным направлением в коллекциях многих часовых домов. Даже рафинированный Patek Philippe завел собственную линейку Pilot, поначалу вызвавшую некоторую оторопь у поклонников женевского бренда. Специалисты считают, что причина успеха этого стиля в первую очередь психологическая – в эру сверхоснащенных «боингов» и «суперджетов» классические пилотские часы напоминают об эпохе золотой эры авиации, подлинной романтике неба в изложении Сент-Экзюпери. Вроде кожаного шлема и летных очков, только не так эпатажно.

Все более-менее ясно представляют себе, как должны выглядеть пилотские часы. Такие большие черные штуки с крупными цифрами и стрелками, иногда дополненные странными символами и шкалами. И еще неплохо, чтобы был кожаный ремешок с заклепками. Похоже, что этим смутным знанием зачастую руководствуются и дизайнеры, когда создают очередную авиационную новинку. Между тем, изначально такие часы создавались в четком соответствии с нуждами летчиков, и поэтому каждый элемент пилотских часов должен быть тщательно продуман и иметь конкретное историческое значение. Вот пять самых важных вещей о пилотских часах, которые надо знать, но многие стесняются спросить.



Циферблат пилотских часов обязательно должен быть черным?

Изначально часы для летчиков создавались на основе инструментов, которые крепились прямо на приборную панель. Поэтому главным условием в них была читаемость, особенно в темное время суток. Белые цифры (еще даже без люминофора) на черном фоне выглядели более контрастно, чем черные на белом, в тусклом освещении кабины. Поэтому большинство пилотских часов, начиная с первых моделей британских Mark V или французских Type 20 действительно имеют черный циферблат.


Но, например, такие модели как Longines Weems и Hour Angle Чарльза Линдберга, а также Mark VII и Mark VIII, которые выпускали Longines, Omega и Jaeger-LeCoultre выпускали для ВВС во время Второй мировой войны, имели светлый циферблат.



Что означает треугольник вверху циферблата?

В 1915 году в британской армии появилось первое руководство для производства часов со светящимися метками на циферблате. Метки покрывались составом на основе радия. Для удобства нанесения и считывания было рекомендовано заменить основные четыре цифры символами: треугольник на «12 часах», круг на «6 часах» и прямоугольники вместо «3» и «9» часов. Символы легче было мазать кисточкой с радиевой краской, а их геометрия позволяла легко определить положение циферблата в темноте.



Какие усложнения должны быть в пилотских часах?

Классические военные «пилоты», ориентированные на максимальную читаемость, обходились только основными стрелками текущего времени. Только с появлением в 1950 году французского стандарта Type 20/21 с часах появился обязательный хронограф flyback. Также в гражданских послевоенных моделях с легкой руки Rolex внедрился указатель GMT, а Breitling в 1952 году добавил к хронографу логарифмические шкалы в модели Navitimer.



Почему у некоторых пилотских моделей часовая шкала в центре?

Это особый тип часов, созданный в 1941 году для люфтваффе и получивший имя B-Uhren или Beobachtungs-uhren, то есть «часы для наблюдения». За основу были взяты часы Линдберга, но без лишних функций, а только исходя из принципа, что минуты для летчика – важнее, чем часы. Поэтому минутная шкала стала основной, а часовой круг был очерчен точно по радиусу короткой часовой стрелки. После войны систему оценили многие бренды. К ней надо привыкнуть, но потом действительно удобно.

Какое главное качество отличает пилотские часы?

Так же, как и во времена первых морских хронометров – точность. Поскольку в небе часы были одним из важнейших навигационных приборов, а военным летчикам отводилось определенное время на каждую операцию, то, чтобы получить контракт ВВС, производитель должен был гарантировать часам хронометрическую точность. Этот критерий справедлив и для хороших авиационных часов и в наше время.

Автор: Елизавета Епифанова