Сила в постоянстве

Задача создания устройства «постоянной силы» существует столько же, сколько сами механические часы с заводной пружиной. В современном часовом искусстве есть несколько традиционных путей ее решения. Попробуем навести порядок в их классификации. 

Собственно, проблема взаимоотношений заводного барабана и регулятора часового механизма примерно такая же, как у молодоженов, стоящих перед алтарем: как сделать так, чтобы эта любовь длилась вечно и была одинаково сильной. Но реальность такова, что регулятор (то есть система баланс-спираль) должен выдавать стабильно ровную амплитуду колебаний, от чего, как мы знаем, и зависит точность хода часов, в то время как заводная пружина вообще не может похвастаться стабильностью – сила передаваемого ею импульса меняется по мере раскручивания уже в течение суток, что уж говорить о нескольких днях. 

Даже начинающие коллекционеры механики знают, что по мере выхаживания завода часы начинают отчаянно спешить. Эту задачу пытаются уже много лет с переменным успехом решить часовые изобретатели, причем, не с помощью новомодных химий и сплавов, а по старинке – дополнительными хитроумными усложнениями. Фундаментально эти устройства можно разделить на две категории: 

Ремонтуар постоянной силы 

Или remontoir d’égalité по-французски. Это промежуточный накопитель энергии между колесной передачей и спуском, по сути, дополнительная колебательная спираль, которая отдает энергию на основой баланс равными порциями. Например, раз в секунду. Если к этому узлу привязать секундную стрелку, то получится та самая знаменитая «мертвая секунда», которая движется по циферблату не плавно, а скачками. 

Этот модуль дебютировал в 2003 году благодаря Франсуа-Полю Журну, а в 2020 году в честь 20-летия еще одного своего легендарного изобретения – резонансного хронометра – была выпущена обновленная версия F.P. Journe Chronomètre À Résonance avec Double Remontoirs D'Égalités. Здесь оба баланса, работающих в резонансе, также снабжены ремонтуарами постоянной силы. 

Обычно этим устройством принято дополнять турбийоны. Опять же можно вспомнить знаменитый F.P. Journe Tourbillon Souverain, а также Andreas Strehler Trans-Axial Remontoir Tourbillon, Arnold & Son Constant Force Tourbillon и прошлогодний Gyro 5 от Jaeger-LeCoultre, где среди прочих сложностей был дополнительный минутный регулятор, выравнивающий импульс на спуск с гиротурбийоном, и к тому же, обеспечивающий «мертвую минуту», то есть четкий скачок минутной стрелки.  

Фузея и цепь

Недостаток ремонтуаров в том, что они маскируют проблему, а не решают ее, к тому же только в течение ограниченного времени. Например, remontoir d’égalité Журна держит амплитуду 28 часов из 42 часов завода. Второй вариант – это попытаться стабилизировать работу самой заводной пружины, то есть создать дополнительное устройство непосредственно на барабане еще до центрального колеса. Самое популярное решение в этом направлении – так называемая система «фузея-цепь» или Fusée and chain. В наручных часах она впервые появилась в A. Lange & Söhne Tourbillon Pour le Mérite в 1994 году и с тех пор стала образцом для последователей. 

Идея была заимствована у башенных часов. Суть ее в том, что заводная пружина соединена с механизмом цепью через коническую фузею, напоминающую кассету скоростей на велобайке: по мере раскручивания пружины цепь наматывается на барабан, «понижая передачу» от узкой к самой широкой, тем самым компенсируя падение крутящего момента путем увеличения передаточного числа. Это очень эффективное решение, и все, у кого хватает мастерства запихнуть в механизм микро-цепь с мини-фузеей, живут одинаково счастливо, как семьи у Льва Толстого. 

Подобные устройства можно встретить в Zenith Academy Georges Favre-Jacot и Breguet Tradition Fusée Tourbillon Reference 7047. Romain Gaultier в своей Logical One использует собственную остроумную конструкцию из цепи и улитки вместо фузеи, а в премьере 2020 года Ferdinand Berthoud FB 2RE.2 кроме модуля фузея-цепь также установлен секундный ремонтуар постоянной силы. 

Другие устройства 

Наконец, есть и более простые способы стабилизировать импульс пружины. Самый известный – это «Женевский стопор» (Geneva Cross, Maltese Cross или Geneva Stop-Work Mechanism), который раньше был очень популярен, а сейчас его можно встретить в редких моделях, например, Karsten Fraessdorf Spirograph Tourbillon. Это нехитрое устройство, состоящее из дополнительного колеса в форме мальтийского креста с одним выпуклым концом, которое, попадая в специальный паз, блокирует заводной барабан примерно на середине завода. То есть ровно перед тем моментом, когда стабильность хода начинает драматически падать. Если, например, сделать заводную пружину рассчитанную на 96 часов работы, а потом снабдить барабан «Женевским стопором», то получится стабильный хронометр с двухдневным запасом хода. Решение эффектное и бюджетное. 

Обычно такой стопор используется в часах с ручным заводом, однако в новой Armin Strom Gravity Equal Force впервые была использована похожая система для механизма с микромотором.

Автор: Елизавета Епифанова