Спасибо, дайте два!

Пожалуй, самая резонансная премьера 2020 года, сумевшая привлечь всеобщий интерес часового сообщества даже в виртуальном формате – это кооперация брендов H. Moser & Cie и MB&F, в рамках которого главы компаний Эдуард Мейлан и Максимиллиан Бюссер обменялись «цепочками ДНК» двух самых известных своих моделей.



В версии LM101 MB&F x H. Moser знаменитая Legacy Machine Бюссера получила от H. Moser дымчатый циферблат fume, минималистичные стрелки без разметки, а, главное, - крупный баланс с двойной спиралью от компании Precision Engineering AG, входящей в ту же мини-группу, что и бренд Moser. Вторая инвазия Endeavour Cylindrical Tourbillon H. Moser x MB&F получилась даже еще более интересной. Здесь от мозеровской Endeavour остались только корпус, стрелки и цветной дымчатый циферблат, на котором поселились сразу два культовых элемента эстетики MB&F: трехмерная часовая индикация из Flying T и турбийон с цилиндрической спиралью, которую Precision Engineering уже выпускал для модели LM Thunderdome.



Надо отметить, что оба участника проекта далеко не новички в области такого сотрудничества. Бюссер является опытным часовым антрепренером, фактически, родоначальником жанра «приглашенных звезд» для создания лимитированных опусов вначале для бренда Harry Winston, а потом и для собственной марки MB&F, в названии которой сразу было заложено слово «друзья». Он и не скрывает, что у MB&F нет собственного производства. Все механические аттракционы создаются совместными усилиями временных партнеров, в том числе Precision Engineering, поставляющей спирали и для предыдущих «машин».

Что касается H. Moser & Cie, то облик компании кардинально изменился с приходом креативного Эдуарда Мейлана. Если изначально марка имела репутацию вроде A. Lange & Sohne для совсем уж рафинированных коллекционеров (только драгметаллы, собственные калибры, узнаваемый минималистичный дизайн и потрясающий в своей простоте модуль вечного календаря), то Мейлан поставил целью привлечь более молодую и широкую аудиторию. В ассортименте появились стальные и спортивные модели, агрессивный дизайн, громкие «хайповые» проекты (достаточно вспомнить скандал двухлетней давности с Swiss Icons Watch или прошлогодние цветущие часы Moser Nature Watch).



К тому же Moser начал активно обмениваться идеями с другими брендами. Поначалу с братской маркой Hautlence, входящей в ту же группу MELB, но затем сфера интересов расширилась на более известных и успешных партнеров.

Понятно, что Moser в видении Мейлана ведет себя, как настоящая звезда инстаграма. Другой вопрос, насколько это устраивает серьезных часовых коллекционеров и как скажется на репутации марки в будущем. В подобных тандемах, где действуют два равноправных участника, в отличие от проектов типа «известных бренд плюс приглашенный мастер», есть два проблемных момента. Первый – это попадание в аудиторию. Многим кажется, что, если в одной модели соединить лучшие черты двух коммерчески успешных проектов, то клиенты будут счастливы получить такой сет «два по цене одного». Но это не всегда срабатывает. Скажем, есть много любителей сыра и много любителей креветок, но тех, кто обожает креветки с сыром и может их есть без последствий для пищеварения, несоизмеримо меньше.


Например, можно вспомнить совместный проект того же MB&F с брендом Urwerk, породивший странные часы под названием C3H5N3O9, что является химической формулой нитроглицерина. «Взрывные» часы получились очень заумными и были не до конца поняты ценителями статусной механики. Так что для успеха сотрудничества необходимо, чтобы бренды, во-первых, были близки по духу и позиционированию, а, во-вторых, чтобы результат этого сотрудничества был очевиден с одного взгляда. Например, довольно эффектно выглядит прошлогодний Louis Erard x Alain Silberstein Excellence Regulateur. Знакомая цветовая гамма Зильберштейна здесь не претендует на супер-люксовый сегмент, а сочетается с доступной ценой регулятора Louis Erard.



Вторая проблема тандемов – амбиции самих участников. Если речь идет не просто об объединении производителей, а именно о сотрудничестве брендов, то, естественно, каждый из них хочет получить максимум выгоды именно для своей марки. И уж совсем обидно получится, если результат совместного творчества окажется настолько успешным, что клиенты не захотят больше возвращаться к обычным регулярным выпускам марок. Именно поэтому бренды действуют крайне осторожно и стараются либо придумать совершенно уникальный совместный концепт, либо вообще уйти в другую область коллекционных экзерсисов, чаще всего – к настольным объектам. Такие совместные выпуски пользуются оглушительным спросом, что можно видеть по сотрудничеству MB&F и L’Epee или недавнему выпуску Dream Watch 6 от De Bethune и Jorg Hysek.


Как бы то ни было, совместные проекты придают импульс развития часовой отрасли, особенно в сложные времена. Примеров даже в ХХ веке можно найти немало, достаточно вспомнить многолетнее партнерство Луи Картье и Эдмона Жежера. И даже если сейчас трудно представить, что такие недавние премьеры как Endeavour Cylindrical Tourbillon H. Moser x MB&F и Streamliner Flyback Chronograph Automatic (выпущенная совместно с Agenhor) – это детища одной и той же марки, обе эти модели явно изменят историю H. Moser & Cie и всей современной часовой механики.

Автор: Елизавета Епифанова