Старый конь борозды не испортит

Двадцать лет назад, когда рынок часовой роскоши был еще уделом энтузиастов и вдумчивых коллекционеров, выпуск новых моделей на базе известных исторических калибров было весьма почетным и перспективным направлением. Ситуация к этому располагала. В мире базовой механики безоговорочным монополистом была ЕТА. Мануфактурные калибры выпускали буквально считанные бренды. Зато по всей Швейцарии (а также Германии, Франции, США и даже бывшему СССР) были разбросаны забытые склады с компонентами, готовыми китами или даже уже полностью собранными механизмами докварцевой эры.

Старые калибры Valjoux 92 (предшественник 7750), Venus, Lemania, A. Schild, Peseux и Unitas, а также немецкие Stowa и Durowе бережно перебирали, чистили, финишировали и устанавливали в лимитированные коллекции многие независимые марки: от Carl F. Bucherer (например, в коллекционном и по нынешним временам хронографе Manero Tribute to MaBu) до почившей в бозе Dubey & Schaldenbrand. Естественно, лимит выпуска был логично ограничен партией откопанной механики. Можно вспомнить, что изначально бренд Aviator, прежде чем стать швейцарским, выпускал пилотские модели на основе старых калибров «Полета», найденных на 1-м МЧЗ, а питерская «Ракета» вместе с Константином Чайкиным запустила очень достойный проект «Часовое наследие», опять же основанное на старых складских запасах фабрики.

Преимущества «старых лошадок» перед современными вполне очевидны. Во-первых, перед кварцевым кризисом производство механики вышло на технологический пик – серийное производство таких калибров было настолько хорошо отлажено, что в их качестве не приходилось сомневаться. Во-вторых, они все были ремонтопригодны. Стандартные детали, изготовленные на токарном станке, легче заменить или исправить, чем элемент из хитроумного сплава, порожденный компьютерной матрицей. Ну и, наконец, они выходили дешевле, чем новые мануфактурные механизмы, хотя бы потому что в цену часов не закладывались миллионные инвестиции в производство.

Главный минус винтажной механики заключается в том, что приходится иметь дело с тем, что дано. То есть, если вы хапнули пару ящиков хронографов с ручным заводом и 34-часовым запасом хода, то и выпускать придется именно такой хронограф, потому что добавление автоподзавода и дополнительных функций сложно и технически неоправданно.

Так получилось, что именно гонка за лучшими показателями и, скажем так, мощные маркетинговые усилия новых мануфактур всего за десять лет изничтожили рынок переизданий старинных механизмов. Тотальный музейный «винтаж», которым сейчас увлекаются все производители, относится исключительно к дизайну часов, но внутри ретро-обертки будет стоять новый мотор, скорее всего, с ротором подзавода, 4-герцевым спуском и возможностью надстраивать дополнительные модули. К тому же иссяк и источник исторической механики. Все старые стоки давно найдены, учтены и несколько раз перепроданы.

Сейчас в основном часы с отреставрированными калибрами ХХ века выпускают мастера-одиночки в очень ограниченных сериях или вовсе по индивидуальному заказу клиента. Например, направление OHM (Original Historical Movements) существует у независимой марки Armand Nicolet – одна из самых известных ее моделей, это хронограф L07, оснащенный легендарным механизмом Venus-188 выпуска 1949 года.

Два года назад Питер Спик-Марин выпустил свой новый бестселлер Speake-Marin London Chronograph (именно его версию он представил на последнем аукционе Only Watch), в котором авангардный дизайн базировался на историческом калибре Valjoux 92.

Наконец, нельзя не оценить подвижничество Omega, которая в начале прошлого года возобновила выпуск механизма 321, а в январе 2020-го оснастила им историческую реплику Speedmaster в стальном корпусе. Интересно то, что хотя Calibre 321 и выпущен заново, его спецификации в точности соответствуют оригиналу 1957 года – никакого кремния и прочей химии.

Можно предположить, что приостановка производств в этом году и падение продаж часов вновь вызовет спрос на стоковую механику – причем, как историческую, так и произведенную совсем недавно. Тут будет интересно посмотреть, какие из современных калибров выдержат испытание временем и новым дизайном.

Автор: Елизавета Епифанова