Таланты и поклонники

Зачем Франсуа-Полю Журну поддерживать конкурс молодых часовщиков. 

В этом году конкурс Young Talent Competition, организованный F.P. Journe и крупнейшим азиатским часовым дистрибутором Hour Glass, состоялся уже в пятый раз. По объективным причинам, церемония вручения наград происходила не на крупной выставке (планировалась Geneva Watch Days), а во флагманском бутике F.P. Journe в Токио, поскольку единственный победитель также был из Японии – им оказался молодой мастер Норифуми Секи, только что закончивший часовую школу и представивший на конкурс свою дипломную работу, карманные часы-регулятор со сферической Луной. 

В целом, никаких фантастических бонусов победители YTC не получают: красивый диплом и чек на скромные 20 000 франков – это сумма предназначена на покупку инструментов и оборудования, чтобы довести конкурсный прототип до коммерческой модели. Год назад приз составлял 10 000 франков, а в 2015 году – всего 3 тысячи. 

Понятно, что на такие деньги не разгуляешься, этого явно недостаточно для быстрого старта собственного бренда. Что выгодно отличает YTC от всех прочих аналогичных конкурсов молодых талантов (как известно, их сегодня устраивает множество часовых академий и брендов, например, свои конкурсы проводят Rolex и A.Lange&Sohne) – это широкая публичность и авторитет самого Франсуа-Поля Журна. 

Фотосессии мэтра с победителями, последующие серии интервью и рост фолловеров в их инстаграмме сразу вызывают ассоциации со строками из «Евгения Онегина» про Державина. 

Победители YTC-2015: Себастьян Шлетте и Понтус Келлер (Швеция), Кристиан Мирен (Дания) и Александр Гетце (Швейцария) 

Тут есть доля истины. Франсуа-Поль Журн не сам придумал конкурс Young Talent Competition, этот проект существовал уже несколько лет до этого под эгидой академии независимых часовщиков AHCI, а скромное денежное вспомоществование победителями выделяли производители часовых инструментов, в частности, Bergeron. 

Условия для кандидатов просты: возраст от 18 до 30 лет, обязательно законченное часовое образование, ученикам участвовать нельзя. Впрочем, до конкурса допускались (и по-прежнему допускаются) мастера-самоучки совсем без образования, правда, в наши дни таких становится все меньше. Главное условие – на 100% оригинальный проект, полностью изготовленный своими руками без покупных частей, за исключением спирали, пружин, винтов и других технически сложных компонентов. Понятно, что подавляющее большинство конкурсантов просто присылали свои дипломные работы. Чаще всего это были прототипы настольных или карманных часов, где за грубыми линиями фрезера нужно было углядеть оригинальную конструкционную идею. Поскольку в жюри заседали академики AHCI, то и судили они чисто академически, еще и загадывая наперед, кого из этих юнцов они впоследствии захотят видеть в своих рядах. 

И вот в 2015 году на YTC обратил свое внимание Франсуа-Поль Журн, тоже, кстати, член AHCI. Вначале просто как один из спонсоров, но уже через пару лет он перевел конкурс из академии под крыло Фонда часового искусства FHH, фактически, став его главным устроителем. 

Библиотека Жана-Клода Сабрие на мануфактуре F.P. Journe в Женеве

Для самого мэтра это предприятие стало своеобразным «планом Б» будущего его собственной мануфактуры. Он очень многое вложил в наследие F.P. Journe, включая обустройство знаменитого здания в Старом городе Женевы, где помимо производства и музея, зал приемов теперь украшает легендарная часовая библиотека Жана-Клода Сабрие. А поскольку сыновья Журна отказались идти по стопам отца и создавать часовую династию, то теперь его самый страшный кошмар – если после ухода основателя бренд будет продан Swatch Group, Richemont, LVMH или другому крупному концерну. 

F.P. Journe Chronomètre Souverain Holland & Holland

Главной страховкой от такого развития событий стала продажа миноритарного пакета акций Chanel. Владельцы французского дома братья Вертхаймеры охотно коллекционируют такие бриллианты независимой роскоши, причем, из разных областей. Например, Chanel принадлежит также доля акций британского оружейного дома Holland & Holland, с которым в 2017 году F.P. Jounre выпустил особую лимитированную модель. 

Франсуа-Поль Журн и Тайлер Джон Дэвис с часами Equilibrium

А кроме того, Франсуа-Поль Журн продолжает искать себе талантливого преемника. Одно время ходили слухи, что им может стать британец Тайлер Джон Дэвис, победитель прошлогоднего конкурса Young Talent Competition. Хотя, судя по недавним творениями самого мастера, например, F.P. Journe Chronometre a Resonance Twin Remontoirs d'Egalite, он явно не собирается уходить на покой, да и всем молодым конкурсантам до такого уровня, как до Луны.

Автор: Елизавета Епифанова