Тритий или люм?

Несколько слов о самом популярном холиваре среди знатоков дайверских часов.


Ball Engineer Hydrocarbon AeroGMT: тритиевая разметка trigalight на циферблате, Super-LumiNova на безеле

Разговор о светомассе всегда приятен уху часового ценителя. Во-первых, тут все наглядно: сразу видно, насколько ярко и как долго светятся цифры и стрелки, действительно ли там помазали все суперлюминовой, как в техпаспорте написано, или дешевым китайским люмом. Во-вторых, подсветка индикации – вещь действительно нужная в часах, в отличие от какого-то сертификата хронометра или модуля постоянной силы, потому что опять же глазами сразу видишь разницу: вот часы без подсветки, а вот с подсветкой. Ну и, наконец, если речь идет об аналоговой индикации, то выбирать приходится всего из двух вариантов. Либо фотолюминесценция, то есть светящаяся краска, которой требуется внешний источник световой подзарядки (солнечный свет или лампочка), либо радиолюминесценция – состав, который может светиться долго и полностью автономно, но немножко опасно для жизни.



Что касается последнего, то к концу прошлого века производители, наконец, подчистили все хвосты, ставшие причиной радиевых часовых скандалов. Главный и единственный производитель микроэлементов светящейся разметки на основе тритиевого газа trigalight – фабрика MB-Microtec, расположенная в Берне (кстати, кроме элементов циферблатов она также выпускает тритиевые маркеры для медицинских зондов и прицелов ночного видения) гарантирует полную безопасность технологии производства, и, конечно, для владельца и даже некоторую фантазию в дизайне. Например, выбор цвета для трубочек подсветки и возможность выкладывать из них разные узоры.

Вот тут-то по уму, конечно, тритиевая подсветка должна была отвоевать у фотолюминофора все те позиции, которые она потеряла в 70-е из-за несовершенства технологии. Однако этого по-прежнему не происходит. Сколько бы поклонники trigalight не уверяли в безусловно объективных достоинствах этой технологии: интенсивно ярком и автономном свечении. Бренды, выпускающие часы с тритиевыми микротрубками, можно пересчитать по пальцам. Это Ball, Luminox, Deep Blue, Traser (собственная марка MB-Microtec), литовский Vostok-Europe.



В этом списке нет ни одного гранда швейцарской отрасли или дайверского направления. Причин тому несколько. В первую очередь потому, что возможности производства самой MB-Microtec ограничены – тритий дорогой элемент, кроме того, фабрика имеет право закупать и обрабатывать строго отмеренное количество.

К тому же, в отличие от почти вечного радия, тритий практически безопасен, зато период его полураспада составляет всего 12,5 лет. То есть по прошествии этого времени подсветка на часах вдвое потускнеет, а через 25 лет после покупки часы надо будет отправлять на фабрику для замены светоэлементов, либо просто выбросить. Фотолюминофоры тоже с годами теряют свои свойства, но нанести новый состав на разметку, при необходимости, намного легче.



Ну а самое главное, что изобретенные на рубеже веков люминесцентные краски нового поколения – швейцарские LumiNova и Super-LumiNova (кстати, вначале состав был придуман японской фирмой Nemoto, которая затем продала его швейцарской фабрике RC Tritec AG), японские Lumibrite от Seiko и Neobrite от Casio – полностью удовлетворяют потребности современного клиента в подсветке циферблата. Они заряжаются быстро, светятся ярко, долго, но не настолько, чтобы взбесить (мало кому нравится, когда часы превращаются в ночник на тумбочке), наконец, позволяют наносить светомассу даже на элегантные повседневные циферблаты или наоборот – полностью покрыть циферблат модифицированной ярко-зеленой краской Super-LumiNova С3, как это сделал Bell&Ross в версии BR03-92 Full Lum. Ведь время – это важнейший ориентир. Особенно во тьме.

Автор: Елизавета Епифанова