Винтаж или Франкенштейн?

В наручных часах винтажный стиль особенно популярен и тому есть несколько причин. Это и ностальгия по старым добрым временам и возвращение к истокам механических ценностей. Свой плюс и то, что часы из всех винтажных аксессуаров наименее хлопотные в ношении и обслуживании – намного меньше, чем, скажем, старомодная одежда или ретро-автомобиль.

Но вот интересно, что в последние годы вместо часов «винтажного стиля» стало все больше появляться прямых реплик. Даже несгибаемый Audemars Piguet, до недавнего времени упорно смотрящий в будущее, прогнулся под общий тренд и совершил экскурсию в собственный архив, выпустив переиздание редкой модели 1941 года Ref. 1533, получившее заковыристое имя [Re]master01 Selfwinding Chronograph.


В принципе, в массовом увлечении винтажной эстетикой нет ничего крамольного. У начинающих коллекционеров появляется лишний повод познакомиться с часовой историей ХХ века. Лимитированные перевыпуски хорошо продаются и имеют все шансы в будущем самим стать коллекционным раритетом. Да и смотрятся они в целом неплохо, напоминая окружающим о том, что мы вкладываем в понятие «классическая механика».

Но у большинства винтажных переизданий есть ряд недостатков, которые все больше раздражают часовых пуристов и могут создать нешуточные проблемы для всей отрасли в будущем.

Проблема первая – размер

Известно, что наручные часы с первой половины и до самого конца ХХ века в массе своей отличались небольшим диаметром: 32-35 мм. За профессиональным исключением вроде профессиональных летных и дайверских часов, да и те редко превышали размер 40 мм. Гормон роста в наручную механику проник лишь в новом тысячелетии. Поэтому сейчас, даже при самых скрупулезных перевыпусках дизайнеры все равно стараются увеличить размер корпуса хотя бы на пару миллиметров до современного стандарта, чтобы дотянуть хоть до 38 мм. Что неизбежно заставляет менять пропорции компоновки циферблата и стрелок. Дизайн, любовно нарисованный настоящим художником где-нибудь в 50-е за кульманом, сейчас пересчитывается компьютерной программой. Чуть толще и длиннее стрелки, чуть шире расставлены счетчики хронографа – и вот уже не то пальто. Это можно заметить не только в репликах совсем уж дремучей винтажной классики, но и в эволюции, например, Blancpain Villeret, которая незаметно подросла и огрубела с 1983 года.



Проблема вторая – технологии 

Увеличение размеров корпуса обусловлено еще и тем, что в новых репликах используются современные механизмы – они шире предшественников и, как правило, оснащены автоподзаводом. Компоненты корпусов и циферблатов теперь изготавливаются на умных машинах с ЧПУ, а не старым-добрым штамповочным прессом. Вот и получаются на выходе такие странные сочетания как водонепроницаемый стальной корпус на винтах, краска Super-LumiNova и искусственно расписанный «под ветхость» циферблат.

Проблема третья – философия

Самый страшный враг любого серьезного часового коллекционера – это часы-франкенштейны, составленные из деталей разных моделей. Винтажные переиздания превращают эту практику в целый стиль, хотя бы идеологически. Ведь зачастую в дизайне одной модели используются элементы из разных коллекций и разных исторических периодов. В будущем такой постмодернизм может аукнуться знатокам часовой истории, больше всего ценящим аутентичность и оригинальность. Как говорил еще 15 лет назад известный часовой дизайнер Ален Зильберштейн: «Меня очень беспокоит общее увлечение современными переизданиями часов прошлого. Чем тогда мы будем заниматься в будущем? Репликами реплик?».

Автор: Елизавета Епифанова