Вне времени, для времени. Часы школы Bauhaus

Что объединяет часы Calatrava от Patek Philippe, Saxonia от A. Lange & Sohne и Big Bold от Swatch? Обычный человек скажет: они круглые и со стрелками. И будет прав.

В 1919 году в Веймаре в в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и Саксонско-Веймарской Высшей школы прикладных искусств была образована школа дизайна и строительства Баухаус под руководством берлинского архитектора Вальтера Гропиуса.

Он являлся главным вдохновителем «манифеста Баухауса», который привнес в архитектуру и декоративное искусство новый стиль, основанный на главенстве функции над формой и отказе от лишних украшений. Если выразить манифест в нескольких словах, то он был звучал так: «То, что удобно в использовании, не может быть безобразным». При этом, даже самый простой функциональный дизайн становился в исполнении Баухауса произведением искусства. Для этого Гропиус пригласил в школу таких художников как Василий Кандинский и Пауль Клее, скульптора Герхарда Маркса и других знаменитых творцов.

Стиль Баухауса, поначалу был воспринят без энтузиазма. В 1925 году Гропиусу даже пришлось перевезти школу в саксонский Дессау, после того как власти Веймара отказались его субсидировать. Но в конце 20-х функциональный стиль обрел большую популярность в Европе, Америке и особенно в Советском Союзе. Последнее стало главной причиной закрытия школы в 1933 году, поскольку нацистские власти обвинили Баухаус в пропаганде коммунизма.

Между тем, именно переезд в Саксонию привлек к учению Баухауса внимание часовых фабрик. В конце 1920-х годов крупнейший германский производитель циферблатов Weber & Baral (на тот момент крупнейший и в мире) освоил минималистичный стиль Гропиуса. До войны Weber & Baral поставлял такие циферблаты многим известным немецким часовым брендам включая A. Lange Sohne. Явную отсылку к моделям Lange того периода можно увидеть сегодня в современной коллекции A. Lange Sohne Saxonia.

Дизайн часов Баухауса противопоставлял себя господствовавшему тогда стилю ар-деко: вместо вычурных римских цифр использовались удобные для восприятия арабские, сложную геометрию сменил классический интуитивно понятный круг, в разметке применялись вытянутые метки и точки вместо шкалы «железная дорога», ровные стрелки четко подтягивались к цифрам. Такими циферблатами активно пользовались производители военных и инженерных часов. Но, пожалуй, самым известным проявлением Баухауса предвоенного периода стали наручные часы Calatrava, созданные в 1932 году. Минималистичный дизайн первой модели, легендарной Reference 96 нарисовал для новых владельцев Patek Philippe братьев Штернов верный последователь немецкой школы Давид Пенни, и с тех пор облик «калатравы».

Второй расцвет часов в стиле Баухауса настал уже после Второй мировой войны благодаря бывшему студенту школы швейцарскому дизайнеру Максу Биллу. В 1956 году Билл по заказу немецкой часовой марки Junghans создал настольные часы (известные сегодня как Max Bill Kitchen Clock), а через пять лет представил и первые наручные часы Junghans Max Bill. Кстати, Junghans стал единственным часовым брендом, отметившим в 2019 году столетие Баухауса выпуском лимитированного переиздания часов Max Bill Chronoscope.

Биллу принадлежит знаменитое высказывание: «Дизайн часов по сути своей далек от любого модного тренда. Вы создаете вневременной объект, но единственное, о чем вам нельзя забывать при создании часов – о времени».

Дизайн, придуманный Максом Биллом, стал хрестоматийным образцом того, что мы сегодня называем «часовой классикой». Разметка на чистом белом циферблате представляет собой длинные и короткие черточки, к которым вплотную подходят часовая и минутная стрелки соответственно. Все элементы будто бы расчерчены по линейке, по сути, часы в стиле Баухаус – это комбинация ровного круга и скупых прямых линий.

Именно от этого дизайна отталкивался в свое время и Николас Г. Хайек, когда в 1983 году предложил концепцию Swatch как европейскую альтернативу безвкусному азиатскому кварцу. И сегодня те, кто хотят ощущать себя интеллектуалами, интуитивно тянутся минималистичному дизайну Баухауса в противовес трехосным турбийонам, вычурной резьбе и богатой инкрустации.

Автор: Елизавета Епифанова