За незаконную добычу драгметаллов предлагают сажать
Правительство предложило привязать штрафы за незаконный оборот драгметаллов и камней к их стоимости. Кроме того, за нарушение законодательства в этой сфере может грозить лишение свободы. «Парламентская газета» выясняла, поможет ли это бороться с многомиллионным рынком «серой» ювелирки.
Аффинаж грозит тюрьмой
По данным ФСБ, ежегодный ущерб федеральному бюджету от незаконной торговли ювелирными изделиями только в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах составляет более миллиарда рублей. Вдвое больше казна теряет из-за незаконной добычи драгметаллов и камней.
Разработанный законопроект ужесточает ответственность по двум статьям Уголовного кодекса: за незаконный оборот драгметаллов и драгоценных камней и за нарушение правил сдачи государству таких металлов и камней. Авторы инициативы отметили, что в судах, как правило, преступники получают условные сроки и малозначительные штрафы и потом спокойно продолжают свою противоправную деятельность. Поэтому кабмин предложил сделать штрафы кратными стоимости драгоценностей, которые стали предметом преступления. За незаконный оборот ювелирки может грозить до пяти лет тюрьмы со штрафом от пятикратной до семикратной стоимости незаконного товара. А сейчас максимальная санкция — 500 тысяч рублей.
Проект также предлагает ввести ответственность за незаконную добычу драгоценных металлов и камней, а также за аффинаж — незаконную очистку извлечённых драгметаллов от примесей и сопутствующих химических элементов.
Незаконная добыча в крупном размере, то есть более чем на миллион рублей, повлечёт принудительные работы до пяти лет или лишение свободы до шести лет со штрафом в размере от десятикратной до пятнадцатикратной стоимости добытого. Сбыт, хранение, перевозка или пересылка незаконно аффинированных драгметаллов в особо крупном размере — это штраф от пяти- до семикратной их стоимости с возможным лишением свободы до трёх лет.
Кроме того, в качестве наказания предусмотрена конфискация денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения такого преступления.
Скромные штрафы преступников не остановят
Отсутствие ответственности за незаконную добычу драгметаллов, по данным Правительства, приводит к ухудшению криминальной обстановки в золотодобывающих регионах России, а также в республиках Северного Кавказа, на которые приходится основной объём сбыта находящихся в незаконном обороте изделий. Преступная схема включает «полный цикл»: от добычи и обогащения золотосодержащего сырья в кустарных лабораториях до продажи готового товара через ломбарды и скупщиков под видом принесённых гражданами переплавленных изделий.
«Это огромная сфера, где «серые» доходы исчисляются миллионами и даже миллиардами рублей, и все эти деньги идут мимо казны, — высказал мнение «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Будуев. — Очевидно, что действующих санкций Уголовного кодекса для пресечения такой деятельности недостаточно».
Другой важный аспект — биоэкологический. Депутат напомнил, что, согласно Конституции, природные ресурсы — это общее достояние всех граждан страны. «Недра зачастую используются варварски. Знаю случаи, когда только что открытые и ещё не поставленные на учёт месторождения нефрита и янтаря буквально разворовывались. Тех, кто этим занимается, скромными по меркам их доходов штрафами не остановить», — добавил Будуев.
Защита для честных ювелиров
Председатель комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням Торгово-промышленной палаты Михаил Дягилев назвал свою отрасль одной из самых зарегулированных. И обратил внимание на повышение рисков предпринимательской деятельности в ювелирном деле после принятия законопроекта.
«Изменения в КоАП, значительно увеличившие штрафы, уже приняты. На очереди — беспрецедентные поправки в УК, — высказал опасение Дягилев «Парламентской газете». — Нечёткость правовых норм, двоякое толкование порождают риски привлечения к уголовной ответственности при фактическом отсутствии нарушений или их незначительном характере. В отдельных сферах риски от предпринимательской деятельности могут превысить прибыль».
В 2021 году на базе Гознака запустили государственную информсистему для контроля оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Она призвана исключить возможность подделок на ювелирном рынке: производители украшений могут отследить, откуда попал к ним материал, а покупатели — проверить любое изделие на подлинность. По мнению экспертов, обязательное использование системы должно свести к минимуму возможность купить вместо золота медяшку, а вместо бриллианта — искусственно выращенный кристалл. Но только если речь идёт об официальных магазинах.
«В 90-е годы из Турции к нам золотые украшения привозили сумками. То были изделия не только сомнительного качества, но и такой же художественной ценности, — напомнил «Парламентской газете» известный ювелир Андрей Ананов. — Сегодня ситуация другая: покупая материал в банке, я могу быть уверен, что он не поддельный. И ювелирная промышленность России сделала огромный шаг вперёд: у нас много хороших производств».
Ювелирная промышленность России сделала огромный шаг вперёд: у нас много хороших производств
Покупать украшения с рук, по мнению Ананова, сегодня нет никакой необходимости, но всё же немало россиян по-прежнему делают это, тем самым поощряя «серый» рынок. «В этом смысле ужесточение наказания за незаконный оборот изделий я поддерживаю, поскольку контрафакт бьёт по хорошим компаниям и честным ювелирам», — добавил эксперт.
Источник